Сеул, 19 сентября – ИА РУСКОР. В прошлом году темпы роста частного долга Южной Кореи по отношению к ее валовому внутреннему продукту (ВВП) были самыми высокими в мире. В то время как домохозяйства и предприятия сокращают свой долг в большинстве стран после COVID-19, Южная Корея привлекает внимание тем, что движется в противоположном направлении.
Согласно «Базе данных о мировом долге», опубликованной Международным валютным фондом (МВФ), частный долг Южной Кореи, включая долги домохозяйств и корпораций, на конец прошлого года составлял 281,73 процента ВВП. Это ознаменовало увеличение на 6,56 процентных пункта по сравнению с 275,17 процента в 2021 году. Соотношение частного долга Южной Кореи к ВВП занимает второе место среди 26 стран по имеющимся данным, уступая только Люксембургу с показателем 464,83 процента.
Особенно примечательно, что в Южной Корее были самые высокие темпы роста частного долга по отношению к ВВП среди 26 стран. Южная Корея была единственной страной, где частный долг по отношению к ВВП увеличился более чем на 6 процентных пунктов в прошлом году. Япония заняла второе место, увеличившись с 224,33 процента в 2021 году до 229,86 процента в прошлом году, увеличившись на 5,53 процентных пункта. За ней следуют Иордания с 4,10 процентных пункта, Чешская Республика с 3,29 процентных пункта и Словакия с 3,07 процентных пункта. С другой стороны, во всех остальных 21 стране, включая США, Великобританию, Италию, Германию, Канаду и Нидерланды, произошло сокращение долга.
Несмотря на то, что Банк Кореи повысил процентные ставки в прошлом году и ужесточил политику, Южной Корее в конечном итоге не удалось обуздать частный долг. После ежегодных обсуждений с правительством Южной Кореи МВФ рекомендовал: «Стране необходимо прилагать постоянные усилия для постепенного снижения высокого уровня частного долга».
Глобальный долг, охватывающий как государственный, так и частный секторы, оценивается в 235 триллионов долларов США. Долг государственного сектора составляет 91 триллион долларов США, в то время как долг частного сектора составляет 144 триллиона долларов США. Соотношение долга к ВВП составило 238 процентов. МВФ отметил: «Глобальный долг сократился только на 200 миллиардов долларов США в прошлом году, что указывает на неадекватные усилия отдельных стран по сокращению долга». МВФ далее подчеркнул: «Правительствам необходимо принять срочные меры для снижения долговой уязвимости и обратить вспять долгосрочную тенденцию роста».
Резкий рост доли частного долга в экономике Южной Кореи является результатом значительного увеличения корпоративного долга и усилий домохозяйств, пытающихся снизить свое долговое бремя.
По данным МВФ, доля нефинансового корпоративного долга в частном долге Южной Кореи увеличилась на 6,77 процентных пункта, увеличившись с 166,84 процента в 2021 году до 173,61 процента в прошлом году. Это самый значительный рост среди 26 стран, по которым имеются данные. С другой стороны, доля долга домашних хозяйств незначительно снизилась со 108,33 процента до 108,12 процента, снизившись на 0,21 процентного пункта. Хотя долг домохозяйств немного снизился, он по-прежнему растет почти так же сильно, как расширение экономики в относительном выражении.
14 сентября Банк Кореи также опубликовал предупреждение об увеличении частного долга в своем отчете о денежно-кредитной политике. Что касается долга домашних хозяйств, то в нем говорится: «В отличие от крупных стран, он продолжал расти без снижения доли заемных средств или сокращения долга. По оценкам, он достиг уровня, который подрывает макроэкономическую и финансовую стабильность».
Одной из причин увеличения долга домохозяйств, отмеченных в отчете, являются завышенные цены на жилье, поскольку рынок восстанавливается. Согласно Банку Кореи, соотношение цены и дохода в Южной Корее составляет 26, что означает, что потребуется 26 лет, чтобы сэкономить каждую вону из своего дохода, чтобы позволить себе купить дом. Анализ банка показал, что рынок жилья все еще переоценен по сравнению с фундаментальными экономическими условиями в Южной Корее.
Учитывая обстоятельства, с апреля ссуды домашним хозяйствам перешли к тенденции роста, поскольку рынок жилья демонстрирует признаки восстановления. За последние пять месяцев ссуды, в основном за счет ипотеки, выросли более чем на 25 триллиона вон. Это вызвало опасения, что отношение долга домохозяйств к ВВП, которое несколько сократилось, может снова увеличиться.
По состоянию на четвертый квартал прошлого года отношение долга домохозяйств к номинальному ВВП достигло 104,5 процента, значительно превысив порог в 80 процентов, за пределами которого, как известно, усиливается негативное влияние долга на экономический рост. Этот уровень по-прежнему остается высоким, намного превышая среднее значение коэффициента задолженности домашних хозяйств, который составляет 56,3 процента для 44 стран, согласно данным Банка международных рассчетов .
Существуют также опасения по поводу ухудшения качества кредитов домашним хозяйствам. Банк Кореи отметил: «Тенденция к росту просрочек по кредитам для домашних хозяйств продолжается, и показатели просрочек среди уязвимых заемщиков быстро растут по сравнению с общей численностью заемщиков». По оценке Банка Кореи, это может значительно сократить частное потребление и оказать негативное влияние на экономический рост, если ухудшится качество кредитов домашним хозяйствам, особенно среди уязвимых заемщиков.
Корпоративный долг также растет, несмотря на возросшую стоимость привлечения средств из-за повышения процентных ставок и замедления темпов роста рынка жилья. Этот рост особенно заметен по кредитам, связанным с недвижимостью. Тем не менее, Банк Кореи не принимал активных мер по борьбе с финансовой нестабильностью посредством денежно-кредитной политики. Его позиция заключается в том, что макропруденциальное регулирование со стороны финансовых властей должно иметь приоритет. Во время пресс-конференции в прошлом месяце глава банка Ри Чан Ен сказал: «Необходимо отменить смягченные правила», подчеркнув, что такие меры, как процентные ставки, должны следовать за действиями регулирующих органов.