ВРЕЗ: Анима́ция (лат. animation — «оживление, одушевление»), мультиплика́ция (лат. multiplication «умножение, возрастание, размножение» — multi «много») — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности кадров, сменяющих друг друга с большой частотой. Анимационное (мультипликационное) кино наряду с игровым является разновидностью художественного кино (из «Википедии»)
Анимационный бизнес в цифрах:
— По данным ВЦИОМ, 40% россиян в возрасте 25-34 лет смотрят мультфильмы.
— Согласно исследованию, проведенному «Союзмультфильмом» совместно с Roland Berger и J’son & Partners, в 2018 году объем рынка российской анимации составлял 6 млрд рублей ($100 млн). Аналитики прогнозировали ежегодный рост показателей на 20%.
— 29 апреля 2020 г. Банк России выпустил монету “Барбоскины” номиналом в 25 рублей.
— 18 мая с. г. состоялась премьера первых серий нового сезона «Смешариков». Перезапуск организован при поддержке Yandex, инвестировавшего до 100 млн. рублей, — это крупнейшее вложение интернет-холдинга в создание детской анимации.
В чем же отличие анимации от мультипликации, какие тенденции развития анимационного бизнеса в России – об этом рассказывает Олег КИМ — сценарист, художник-аниматор студий “Мельница” и “Петербург”.
— Олег, так все-таки существует ли разница между анимацией и мультипликацией?
Насколько мне известно, нет. Терминология мультипликация чисто российская. В этом основная разница. Принцип один и тот же.
— Почему Вы решили выбрать профессию художника-мультипликатора?
Я люблю анимацию. Мне нравятся возможности языка анимационного кино: цвет, масштаб, гибкость и безграничные возможности воспроизвести всё, что хочешь рассказать своему зрителю. Не любить нельзя!
Помимо анимации я преподаю в университете Промышленных Технологий и Дизайна, также занимаюсь открытием студии на Сахалине и привлечением молодых специалистов.
— Опишите процесс создания мультфильма:
У нас на студии всё начинается с истории, которая прорабатывается в синопсис, а в дальнейшем, в сформированный сценарий. Дальше режиссер создает раскадровку. Затем записываются голоса актёров и создаётся аниматик – раскадровка в хронометраже, собранная в видео файл с наложением голосов и необходимых звуковых эффектов — это черновик будущего мультфильма. На его основе прорабатываются фоны, анимация и эффекты. Затем рендеринг (процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы – прим.ред.), наложение музыки и звуковых эффектов, финальная проверка и сборка в готовый мультфильм.
— Расскажите о Ваших проектах:
Есть то, что я создаю для себя. Это проекты страсти, проекты от сердца. С ними я повязан особой любовью.
Также существуют проекты, получившие финансирование Минкульта: «Мир Одди: Эппл и Большое новоселье», «Клауд и Важное качество». Они созданы в жанре edutainment — «обучение через развлечение» — и направлены на изучение английского языка. Изначально эти мультфильмы были разработаны мною самостоятельно, но студия «Петербург» предложила получить финансирование от Минкультуры и, таким образом, колесо закрутилось. «Мир Одди» был представлен на выставке MIPCOM в Каннах (Marché International des Programmes de Communication — мировая площадка для соискателей финансирования и представления новых, перспективных проектов – прим. ред.) https://riki.team/projects/oddy%E2%80%99sworld/
«Мир Одди» (Фото предоставлены Олегом Кимом)
Проект “Вулкан и Рыба” посвящен родному Сахалину и находится в процессе производства.
Со своей стороны мне бы хотелось, чтобы российская анимация создавала максимально конкурентоспособный анимационный контент на международном уровне, особенно, учитывая масштабы российского анимационного рынка.
— На родном Сахалине есть развитие анимации?
Развитие анимации есть везде. Это не запретное искусство за семью печатями, а язык самовыражения. Люди, ищущие выход своим идеям и мыслям через язык анимации, всегда были и будут в любой точке мира.
Например, со студией театром «Пиано» из Нижнего Новгорода я познакомился почти 10 лет назад, куда приехал с мастер-классом по созданию короткометражного анимационного кино. Основатель и руководитель студии Владимир Чикишев создал платформу творческого самовыражения для глухих и слабослышащих детей. Это большое дело! Когда я был у них в гостях, я чувствовал атмосферу искренности, чувствовал, как дети горят и любят, чувствовал их внутреннюю потребность: каждому из учеников школы интерната, на базе которой создан театр, хотелось что-то черкануть, вырезать, оставить что-то своё в проекте. http://www.tepi.org/news/2016/11/animation-30-12-2016
Это необходимо в любом виде творчества — состояние внутренней свободы, разбивающее рамки.
Я лишь буду горд и счастлив, если смогу кинуть свои пару дров в общий костер анимационного искусства, чтобы больше людей смогли развиться в этой сфере.
— Какие конкретно мультфильмы считаете успешными и почему?
«Унесённые призраками» (2001 г.) Хайо Миядзаки. Потому что он живой, буквально пульсирует. Он сделан с трепетом и любовью и существует как целый, независимый мир.
Люблю искренне нашего «Карлсона» (1968 г.): видно, с каким хулиганским удовольствием сделали и озвучили; все диалоги на цитаты расхватали. Вообще к советской школе мультипликации у меня уважительное, благодарное отношение. Наверное, советское анимационное производство было одним из полей для свободного самовыражения авторов и художников в СССР.
«Маленькая русалочка» (1993 г.) Рона Клементса и Джона Маскера. Это был первый запомнившийся мне мультфильм студии Дисней, после чего я понял, что данная индустрия — это апогей мирового коммерческого анимационного кино. И заслуженно: качество исполнения на высоте, истории увлекательны для всей семьи, персонажи яркие, а песни оседают на подкорке.
— Какие общие перспективы развития отечественной мультипликации, на Ваш взгляд?
Сложно сказать. В настоящее время широкое отечественное анимационное производство очень сильно зависимо от субсидирования. При этом много независимых авторов и режиссеров, множество уникальных самоучек, но в большинстве своём они ищут выхода своего таланта за рубежом.
— А что насчет развития анимационного контента на стриминговых каналах?
Перспективы самые положительные. В ближайшее время индустрия будет только расширяться, так как у широкого зрителя голод! Был всегда, а сейчас вырос до размера ненасытности. Голод по уникальному, яркому контенту с широким спектром визуального разнообразия, а главное, доступному контенту. Пока голод есть – есть спрос. Пока есть спрос, можно и нужно творить. Творить много и непрерывно!
— Олег, а увлечения помимо работы у Вас имеются?
До апреля этого года я не умел кататься на велосипеде, сейчас могу прокатиться с одного конца города в другой. Вообще, я могу почитать, съездить куда-нибудь и т.д., если на это меня будет вдохновлять какой-то конкретный человек.
Ирина ХА
Справка “РК”: КИМ Су Ен (Олег КИМ) — режиссер анимационного кино, сценарист, художник-аниматор студий “Мельница”, “Петербург”, г. Санкт-Петербург. Ассистент кафедры и преподаватель СПбГУ ПТД (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна), участник Азиатской киноакадемии при Пусанском кинофестивале (Южная Корея), спикер Молодежного международного форума ОК Friends “The Power of Today 2019/2020”.
Фильмография: «Лунтик», «Смешарики», «Барбоскины», “Тима и Тома”, “Малышарики”; “Мир Одди” — собственный проект.
По теме: https://gazeta-rk.ru/2017/07/20/clsmedia/