Ташкент, 11 апреля — ИА РУСКОР. Сегодня в Ташкенте простились с Василием Кваком. Судьба отмерила ему 63 года, и это тот случай, когда говорят – ушел из жизни на излете. В буквальном смысле. Накануне в редакцию пришло письмо от него. Видео о предстоявшем в этом году очередном автопробеге, посвященном безвременно ушедшей из жизни в октябре прошлого года журналистки газеты «Российские корейцы» Эльзы Бажора. В 2021 году они были участниками незабываемого автопробега из Москвы в Крым. Команда строила планы новых маршрутов… Но жизнь распорядилась по-своему.
Скоропостижная кончина любимого Василия Леонидовича повергла всех, знавших его, в шок.
Брутт Ким, главный редактор газеты «Коре синмун», Ташкент
Он родился 22 ноября 1959 года в с. Вазир Гурленского района Хорезмской области в семье служащих. Отец, Квак Леонид, был инженером-механиком, мать, Ким Заря Вантеевна, работала школьной учительницей.
В детстве Василек, как называла его мама, был непоседой, его лидерские качества проявлялись уже тогда. Отличительной чертой его характера была жажда знаний. Зачастую он тратил деньги, которые родители выдавали ему на карманные расходы, на покупку книг и журналов.
Благодаря своей дисциплинированности, усердию и эрудиции Василий с отличием окончил автодорожный техникум в г. Элиста (Республика Калмыкия). Воинскую службу проходил в рядах Советской Армии, в железнодорожных войсках, в г. Днепропетровске (Украина). По окончании службы в армии Василий продолжил свое образование во втузе (высшее техническое учебное заведение), который функционировал при заводе сельскохозяйственного машиностроения в Ростова-на-Дону (Ростсельмаш). Еще в период учебы начал работать в научно-исследовательском отделе этого же завода.
Позже Василий Квак окончил также Московский институт стали и сплавов. Готовясь стать ученым и конструктором, учился в аспирантуре, но «лихие» девяностые вынудили его избрать другую стезю.
В прошлом на территории села, где он родился, и его окрестностях располагался знаменитый корейский колхоз имени Сталина (с 1959 по 1992 – «Коммунизм», с 1992 – «Вазир»). Трем его работникам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это председатель колхоза Ню Гван Сен (1950), звеньевой Югай Герман (1950) и бригадир Пак Николай (1966).
В 1937-1943 годах на территории колхоза функционировал Гурленский межрайонный корейский театр, в котором работали известные впоследствии деятели культуры – режиссер Дин У, актер Тин Чан Бом (отец Петра Тина, худрука ансамблей «Каягым» и «Ченчун»), поэт Ким Ги Чер и др.
Так что Василий с детства впитывал в себя корейский дух, который с выездом из родного села еще в школьные годы надолго затаился в глубинах его души. Затаился, пока он служил в армии, учился, становился на ноги, пока основал компанию «Калеон» который вскоре стал лидером по распространению зарубежной печатной продукции в Узбекистане.
Затаился, чтобы вырваться наружу уже в зрелом возрасте. Включившись в корейское движение, Василий Квак отдает все свои силы и энергию в деятельность Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана, куда он был приглашен в качестве зампреда, Клуба деловых корейцев. Василий Квак, не задумываясь, вкладывал в различные акции, проводимые общественными организациями свои личные средства. А это многие и многие десятки миллионов сумов.
Сказать, что Василий Леонидович был замечательным семьянином, значит, ничего не сказать. Свое главное детище – компанию «Калеон» – он назвал по начальным буквам имен своих самых близких людей — дочерей – Алины, Елены, Ольги — и супруги Натальи. Своим детям он всегда запомнится необычайной силой духа, огромным сердцем и способностью реализовывать с нуля самые грандиозные планы. Василий всегда был готов к покорению новых, высот будь то освоение лыж в 40-летнем возрасте или постройки дома своими руками.
Нам он запомнился не только успешным бизнесменом, целеустремленной, энергичной личностью. Не только тем, что был человеком слова: сказал – сделал. Василий Квак отличался, прежде всего, своей нетерпимостью ко лжи и несправедливости, твердостью в отстаивании интересов общества. И при этом оставался жизнерадостным, щедрым на добрые дела товарищем и партнером.
Он беззаветно любил жизнь, любил свою семью, своих друзей, и они отвечали ему взаимностью.
Таким Василий Леонидович Квак уже вошел в историю нашей диаспоры. Таким он останется в нашей памяти и наших сердцах.
Моисей Ким, культуролог
Уникальная личность. Его целеустремленность, оптимизм, энергия сплотила многих людей, которые поверили в достижении большой цели – объединение коре- сарам, в делах поддержки и в развитии самобытной культуры, сохранения корейских традиций и обычаев, переданных нашему поколению нашими родителями и старшими предками. Очень жаль, что не все общественные деятели смогли понять его глубокий и богатый внутренний мир, его бескорыстную способность в делах, направленных на сплочение нашей немногочисленной диаспоры. Василий Квак поддерживал все культурно-значимые проекты, направленные на сплочение соотечественников, проживающих в странах бывшего Союза ССР. Не верится, что мы уже не сможем быть в ауре этой уникальной личности, обаятельного, романтичного, светлого с только ему свойственной неотразимой улыбкой. Мы запомним и будем всегда помнить Василия как целеустремленного, оптимистичного, позитивного, энергичного и доброго человека, друга и соратника.
Вячеслав Ким, гендиректор ООК
Более десяти лет назад мне посчастливилось познакомиться с ним, и я знаю с каким большим энтузиазмом Василий подключился к общественному движению корейцев. Он принялся решать дела в интересах сообщества корейцев не как «советник», а вкладывал большие усилия и личные средства, жертвовал драгоценным временем на благое дело.
История жизни и судьба коре-сарам показала нынешнему поколению, как по-разному относились и относятся соотечественники к общественному движению в разный период времени и условиям. По сей день приходится говорить о том, что все мы – признающие себя корейцами, проживающие в многонациональных сообществах, никак не можем сформировать и придерживаться своей идеологии и интересам диаспоры даже в части соблюдения своих национальных традиций и обычаев. Вступаем в спор, попадаем под влияние фейков и навязанных извне нам правил в части соблюдения обрядов, традиций, благодарного отношения и преклонению старшему поколению за создание ими благоприятных условий в развитие и процветании потомков.
Александр Шин, главный редактор журнала «Единство»
Он подошёл первым.
— Ты же сын Клары Владимировны?
— Да.
— Я смотрю, похож. Слушай, что у вас здесь за бардак в Москве? Молодёжь надо ставить на должности, чтобы работали, а у вас здесь одни пенсионеры. А? – так с ходу он открыл тему корейского движения в Москве и своего отношения к нему.
Это было в Центре научно-технической информации на Куусинена, на северокорейской выставке и Василий Леонидович запомнился манерой начинать разговор без предисловий и закрывать высказывания фирменным «А?». На тот момент у меня раной на сердце горел недавний уход мамы и каждый человек из той жизни, который помнил о ней, по-своему наполнял моё осознание потери.
Вася не говорил лишнего, он всегда был самим собой. По незнанию, издалека, его особенности общения могли, наверно, даже сбить с толку. То, что в первые минуты часто воспринималось как скрытная грубость, на деле было проявлениями внутренней силы и целеустремлённости.
В 2019 узбекская команда встречала нас в Бухаре. Измождённые перегонами по самой жаре — чилля, мы приехали в древний город за полчаса до полуночи и нас ждала организованная забота наших друзей, готовое расселение и роскошный ужин. Потом были Самарканд и Ташкент, и всё это на седьмом небе гостеприимства. Так, как Вася, встречать не умеет никто.
В Ташкенте нам внутри российской команды надо было разрешить внутренний конфликт и мы попросили 15 минут на устройство своих разборок. Василий Леонидович с первых слов нашего разбирательства всё понял и стал единственным, кто активно вмешался и сделал всё, чтобы потушить пожар. За проявление старшинства не по возрасту, но по духу в том автопробеге ему пришлось к лицу «Дядя Вася».
Потом Вася с южнокорейской командой дождался нас в Китае. За пять суток на границе мы сами неоднократно теряли веру, что преодолеем кордоны и препоны Поднебесной, я вступил в открытый конфликт с каким-то маньчжурским недорослем, дело почти дошло до депортации, но после невидимого щелчка китайской системы нам открыли ворота, чтобы на пороге отеля в Харбине мы услышали Васино:
— Э-э-э, слышишь, а кто-то сомневался?
Когда уже никто не верил, он продолжал ждать и дождался, ведь в его честном мире поставленные задачи всегда решались так, как надо, так, как он запланировал для других.
Теперь наш Василий Леонидович, дядя Вася, Вася не с нами. Остались планы, связанные с ним, мы несём зажжённый им огонь движения к цели тех дел, что он назначил свершить.
— Отказ не принимается! – это тоже его.
Где-то там, в своём правильном мире он уже ждёт. Мы же знаем, что так, как Вася, принимать не умеет никто.
Эрнест Ким, организатор автопробегов
С Василием Леонидовичем познакомились в 2013 году. Он услышал про автопробег через всю Корею, с пересечением 38 параллели. Конечно, тогда это был только проект. Многие не верили, и только благодаря оптимизму и страстному желанию нашего оргкомитета, удалось это сделать. Одним из таких людей был Василий Квак! Всегда улыбающийся, по мальчишески задорный и всегда настроенный на положительный результат. У него не было невыполнимого. Он просто спрашивал, а что надо сделать, чтобы получилось. Это его подход.. Надо поддержать, поддержит, надо выставить 2 машины, выставит… Его команда из Узбекистана была самая энергичная и надёжная. По его глазам было видно, что это ему нравится. И Василий так загорелся, что в 2019 году был одним из движителей очередного пробега, а потом сколотил вокруг себя очень сильную команду, готовую идти за ним куда бы он не сказал. От Мурманска до Магадана.. Для кого-то казалось неподъемно. А он выдержал. Стиснул зубы и выдержал. Крепкий, надёжный, стойкий. Чтобы о таких людях говорить, наверное, не хватит эпитетов. Василий Леонидович, ты навсегда останешься в наших сердцах!
Светлая память о Василии Леонидовиче навсегда останется в наших сердцах! Пусть земля ему будет пухом!
2021. Финиш автопробега в Крыму. 3-я справа Эльза Бажора.
2014 год. Сеул. Василий Квак (2-й справа) на встрече посла России в Республике Корея Александра Тимонина с участниками международного автопробега Москва- Пхеньян — Сеул.
Ветер странствий как состояние души…
2021 год. С дочерью и участниками автопробега на встрече с генконсулом Республики Узбекистан в Ростове-на-Дону Рустамом Курманбаевым.
Стоп-кадр…
Москва, ноябрь 2021. С корреспондентом «РК» Артемом Бажора.
Фото из архива «РК» и Эльзы Бажора.
Кликните здесь: _APsignal
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.