“Всё началось в 2008-м году на фестивале “Пустые Холмы” была небольшая локация “Бессонница”, где просто показывали мультфильмы” — говорит Яна (одна из сооснователей фестиваля):”Одними из первых локаций были кафе-самолёт Братьев Люмьер, первый кинобар, экраны Паукан,Пирамида и Голова….Сейчас у нас есть крутой полевой экран, который никакой ветер не сдует, есть большой экран у реки и есть ЦУЭ (центр управления экраном) в виде мини-Шуховской башни из бамбука, а в 2014-м году у всех глаз дёргался от звука лопающейся доски, тк ЦУЭ строили из досок. Важно отметить, что мультфильмы, которые показаны на фестивале, вы не найдёте в Интернете ещё несколько лет, т.к. они ездят по фестивалям и не выкладываются в сеть. Мы делаем международный конкурс среди показываемых мульфильмов и даём гранты в размере 500-1000$ за мультфильм.”
Яна
Яна также сообщила, что на каждую Бессонницу приезжает карусель, которая ранее выиграла грант и ездила на американский фестиваль Burning man. Интересна история о том, как перевозилась эта карусель в Америку, а также интересен тот факт, что она состоит из частей Жигулей и эскалатора московского метро.
В 2018-м году в истории фестиваля случился неприятный казус. Связан он был с сантехнической службой, в результате цепочки непредвиденных событий на самом фестивале открылся только один WC (те, кто ездил на open-air понимает, насколько это серьёзно), и именно поэтому гости фестиваля 2022 могли наслаждаться на каждом шагу вот такими арт-туалетами, которые ещё и регулярно очищались.
Уникальность пространства Бессонницы в том, что приезжая, ты будто погружаешься в лоно большой семьи — ты можешь услышать множество историй о том, какие смешные ситуации случались на предыдущих фестах, тебя накормят вкуснейшим пловом финансовые директора фестиваля, ты в обнимку будешь петь песни у костра со старожилами.
Волонтёры
Также меня удивил тот факт, что есть люди-невидимые эльфы, которые приезжают специально на “строяк” (строить все арт-объекты), на время самого фестиваля уезжают и затем приезжают на “разбор” (разбирать конструкции и сжигать разрушенные стройматериалы) на волонтёрских началах. Кстати о волонтёрах — муравьях. Это ребята, которые готовы спать в сутки минус 8 часов (для них сутки — резиновые). Они могут петь, готовить, выполнять огромный спектр работ, чтобы посетители фестиваля смогли быть “на чиле”.
Мне удалось узнать у волонтёров “Зачем они снова и снова приезжают на фестиваль?”
Глафира: ”Мне нравится быть частью чего-то, видеть начало и конец процесса. Я Люблю людей. И именно “Бессонница” как некоммерческий фестиваль даёт возможность всем участникам за 2-3 дня стать единым организмом”.
Екатерина: “Про фестиваль очень хорошо было сказано — ты в любой момент можешь зайти на фестиваль (карнавал) и делать всё, что тебе захочется, самовыразиться и затем выйти. Это игра- после фестиваля мы сжигаем игрушки. Мне нравится конечность всего этого процесса.”
Некоторые ребята приезжают на 2 месяца, кто-то на 2 недели, неделю, но у всех свой законченный процесс. И в конце фестиваля ребята уже планируют следующую Бессонницу.
Наталья: “На фестивале очень здорово можно прочувствовать совместную проектную деятельность, дети очень активно включаются в процесс, когда видят, что они не просто чистят картошку, а она питает гостей фестиваля. Очень интересно наблюдать за эволюцией локаций из года в год изнутри”.
Ребята — участники фестиваля, вдохновившись “Бессонницей”, создают вот такие атмосферные видеоролики: https://youtu.be/meARqvJmefM
Павел Шведов
Павел на вопрос “Как необходимо развивать свою насмотренность и вкус к качественным мультфильмам?” ответил, что, как с любым медиа потреблением, единого рецепта нет, важно внимательно относиться к контенту и разработать свою экспертизу, которая позволит вам выбрать подходящий для вас курс. Сложно дать универсальный рецепт. Могу лишь посоветовать. Например, можно почитать Дину Годер, Марию Терещенко, Лару Малюкову, можно начать с VIMEO-канала Бессонницы, там порядка 400 м/ф собрано и он постепенно пополняется. Ну а в целом — если вы уже приехали на фестиваль и смотрите мультфильмы на большом экране, вы уже готовы к нестандартному контенту и качественному просмотру, что и получаете на фесте. Ещё есть “Аркейн” — очень качественный мультсериал, 16+, из российских советую посмотреть “Приключения Пети и Волка”. Мультсериалы ещё хороши и тем, что мы привыкаем к героям, сопереживаем им на протяжении всей истории, короткий метр заточен под другое.
Фестивали помогают развивать насмотренность публики. Фильмы и мультфильмы, которые собираются на фестивале, солидарны с международным уровнем показа (уровня Загребского фестиваля, Штутгарта, Анси Оттавы, Хиросимы), конкурс Бессонницы хорош — на берегу реки Ресса в деревне Рыляки показываются м/ф, которые только через год будут представлены в Анси (Франция).
Прошлый и текущий год классно реализованы с точки зрения качества трансляции и организации, а были годы, когда, например мультфильмы хорошо показаны, фудкорт хороший, локаций много — туалетов только нет – туалеты были откопаны лишь в первый день фестиваля, а у аниматоров в лагере — в последний день феста, ну аниматоры-люди терпеливые, они кино снимают… В такие моменты ты понимаешь, что у тебя пирожок слепился каким-то не таким. Были годы, когда было очень много воды и реализовывалась новая технология под названием “полиэкранная трансляция”: ты смотришь на экран, видишь мультфильм, но ты видишь его не только на экране, но и в гипер-луже под ним, вместо людей-огромное море.
Последние два года уже особенно хороши и с точки зрения просмотра и инфраструктуры. И если раньше мы думали, что это связано с пандемией, то в этом году это связано с контекстными событиями-когда мы все переживаем какую-то противоестественную среду, то место, куда мы едем получить альтернативный опыт, нами будет восприниматься в более позитивных тонах.”
В 2022-м году наград были удостоены м/ф из России,Чили, Франции, Германии, Японии, Словении, Польши, Австрии. Некоторые картины и отрывки можно увидеть на канале программного директора фестиваля Павла Шведова https://t.me/animation_life.
Востоковедьма
(https://vostokovedma.taplink.ws/)
Мне удалось посетить лекцию востоковеда-культуролога Ворониной Нины. На лекции был аншлаг, люди сидели за пределами шатра. Основным направлением Нина выбрала Японию, также погрузилась в тонкости восточной культуры и религии в целом.
“Сегодня мы с вами обсудим волшебные миры Хаяо Миядзаки , особенности мультипликации. И в первую очередь хочу отметить, что Миядзаки уделяет огромное внимание деталям и вещизму. Мало того, что это всё скрупулезно прорисовано, все вещи наполнены смыслом
Для понимания, как воспринимают м/ф Миядзаки сами японцы, без понятия “синтоизм” не обойтись. Это традиционная религия Японии, в которой живая и неживая природа, любой антропогенный предмет являются одушевлёнными и наделяются духами. Это хорошо видно в м/ф “Унесённые призраками”. Отдельное внимание в мультипликации Х.М. отводит природным духам — духам леса, гор, рек. Духи могут болеть, если экосистема страдает, есть пагубное вмешательство извне (дух из м/ф “Мононоке”). Духи могут жить на горе и спускаться к людям, чтобы благословить землю на хороший урожай (персонаж Тоторо). В каждом храме в Японии вы можете увидеть дерево или природный объект, который обёрнут верёвочками (щиманава) или ленточками — это место, где отдыхает дух.
Очень интересно отображаются в фильмах Миядзаки лиминальные пространства (пространства перехода из одного состояния в другое) — это мосты, транспорт, поля, ворота (тори). Тихиро (“Унесенные призраками”) постоянно в своём путешествии сталкивается с лиминальными пространствами. С этими пространствами связаны всевозможные запреты, например, нельзя оборачиваться, если обернёшься, то тебя может затянуть лиминальное состояние. Лиминальность — это потеря себя, род деятельности совершенно не связанный с твоим предназначением. Если долго в этом находиться, то можно попасть в зависимость. В родителях Тихиро лиминальность выразилась в их образе — они превратились в свиней , и это тоже отсылка к истории Японии, когда родители отдавали своих детей за деньги на работы, не предназначенные для детского организма — купальни, публичные дома и пр. “Безликий”, лишённый любого статуса, яркий представитель лиминальности. Он-сирота и не помнит откуда он пришёл и куда идёт, он-всепоглощающий, потерянный и опустошённый, и даже деньги не могут ему помочь в заполнении пустоты. Мультфильм показывает, как проблема Безликого разрешается.”
Ещё очень много было рассказано о японском фольклоре, японских вампирах, духах. Запомнился дух Nuppeppo, который обитает в заброшенных жилищах и храмах, состоит из жира и грязи и жутко воняет. По мнению Нины воззрения японских и корейских традиций — созвучны и изначально восходят к алтайскому предку, если изучать алтайские практики и шаманизм, можно найти огромное количество параллелей, алтайские традиции перешли на корейский полуостров, а затем и появились у айнов (первые японцы). И эти факторы существенно влияют на восточную культуру и творчество.
Мультипликаторы
Я уже писала, что фестиваль “Бессонница” — это про расслабленность и доступность. Здесь нет статуса и можно спокойно пообщаться с людьми, которые делают в течение года-двух мультфильм, и в результате ты можешь видеть на экране 20 минут очень качественного мультипликационного материала. Мне удалось пообщаться с Михаилом Алдашиным и посмотреть мультфильмы от студии Pilot с живыми комментариями автора.
“Создание персонажа — это отдельная история. Как я создавал Ивана-дурачка (Прим. Для мультфильма “Про Ивана — дурачка”, 2004).
Образ собирательный: штаны разной длины, шапку взял у другого персонажа, грязные колени, рукава разной длины, брови и глазки долго двигал, чтобы найти это выражение дурацкое, которое не должно меняться весь фильм. У Несмеяны платье тоже интересно получилось — это фрагмент иконы “райский сад” и облачка вокруг, а без этого рисунка она была бы совсем никакая, а так образ сложился. В основе изображения — русский народный стиль лубок.
Интересна история происхождения музыки из песни “Крутится-вертится шарф голубой” для фильма. Были 90-е годы, и моя тогда жена подбирала на улице иностранцев и селила их в нашей огромной квартире на 2-й Тверской-Ямской. Мы арендовали квартиру за небольшие деньги, она была с историей — в ней жил ранее комиссар НКВД Абакумов, от кровати до кухни по прямой был 21 шаг. Как-то приблудилась немка, звали её Анушка, она приехала в Москву искать корни, она была внучкой эмигрантов первого поколения, ещё до 17-го года прошлого века. Вот эта немка научила меня нескольким русским народным песням, которые я сроду не знал. Оказывается, у них был в Берлине оркестр, который назывался “Перепёлочки”, это были немецкие девушки, которые пели по-русски грудными голосами все эти песни. И фонограмма, которую вы слышите в мультфильме — это они играют, нестройно, но мне такое и нужно было, мне не нужно было профессиональное исполнение, а нужно было базарное, ярмарочное исполнение. В татской народной сказке “Бессмертный” есть интересный эпизод, когда тигр свой зуб показывает. Этот момент мне посоветовали, чтобы выразительнее акцент на возраст сделать. Вообще, когда делаешь мультфильм, нужно советоваться.”
- Какое соотношение продуманного сценария в мультфильме и экспромта?
- 100 на 100 процентов, если есть время, почему бы не поэкспериментировать?
- У вас есть свой стиль, почерк?
- Я не придерживаюсь определённого стиля, мне интересно сделать хороший фильм, чтобы его было интересно смотреть, а не чтобы узнавали автора.
- Есть ли будущее у российской анимации?
- Конечно есть — она либо умрёт, либо выживет. Вообще, этот вопрос у меня в black-листе. Я не знаю, как на него ответить. Есть большое количество талантливых аниматоров, приезжайте на фестивали, в Москве проходит “Большой фестиваль мультфильмов”. Советую его посетить.
Для справки: Большой фестиваль анимации пройдёт 27.10.22-07.11.2022 (https://www.multfest.ru/index.php)
Отзывы посетителей
Приятный фестиваль на природе. Такие мультфильмы мы вообще раньше не смотрели. Очень понравился м/ф, вырезанный из бумаги.
(Раян и Оксана, Москва)
Мы любим такие фестивали, для нас это соприкосновение с детством, с безбашенностью, все делают, что хотят, и никто не смотрит косо. Все обнимаются. Самое главное открытие — мультфильмы под открытым небом — звёзды и детство
(Олеся и Кристина, Москва).
Мы убедились в том, что нужно продолжать ездить на фестиваль, мы ездим на другие open-airы, но “Бессонница” в топе — и по организации, по тематике, авторскому подходу.
(Гагик, Дарья, Кирилл, Москва)
Другие фото и видео фестиваля можно увидеть здесь (https://drive.google.com/drive/folders/1XVZb4ckzFEKvmRRJw9m-wv8U0ryx3Edl?usp=sharing) и в ВК: https://vk.com/album-49951422_285311077.
Авторы
Ольга Самбурова, специальный корреспондент
Артём Бажора, фото
14-18 июля 2022, Калужская область