Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) в 2008 году стал одним из инициаторов создания Форума гражданских обществ «Диалог Россия-Республика Корея», который все прошедшие годы способствовал развитию стратегического партнерства между Россией и Республикой Корея и активизации общественных, научно-образовательных и бизнес каналов двустороннего сотрудничества.
Что думают эксперты СПбГУ о перспективах экономического сотрудничества России с Республикой Корея равно как и с другими странами Северо-Восточной Азии в условиях санкций?
Мария Ценжарик, доцент кафедры экономики предприятия, предпринимательства и инноваций СПбГУ
Прежде всего, хочу отметить, что двусторонние отношения любых стран необходимо рассматривать в контексте их интересов, с одной стороны, и внешних факторов, с другой. Ключевыми вводными для России являются санкционный режим и необходимость сохранения фундаментального уровня экономики.
Политический аспект Республики Корея включает три взаимосвязанные перспективы: это отношения РК с Россией (на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности), положение РК в Северо-Восточной Азии (Япония, Китай, Северная Корея), а также связи с глобальным миром (прежде всего с США и Европой). Таким образом, РК встроена в локальные, региональные и мировые политические процессы, но в силу особого положения (небольшой размер территории, высокий уровень технологического развития, развитая дипломатия, стратегия сотрудничества со многими странами), Республика Корея имеет некоторую степень свободы действий в отношениях с Россией даже в условиях международных санкций.
Однако самым большим вызовом для всех стран и компаний является разрыв глобальных цепочек поставок. Процессы деглобализации (переноса дочерних компаний ТНК в страну головной компании) идут уже несколько лет, но текущие геополитические процессы сделали проблему критической, так как мировая экономика характеризуется высоким уровнем разделения труда и глобализацией производства и поставок. Это касается как сырьевых (не только нефти и газа), но и технологических (не только полупроводников) товаров. Одним из рисков цепочки поставок РК является зависимость импорта определенных товаров от конкретной страны: 2235 позиций (по данным HS10) более чем на 70% зависят от импорта из Китая. Также на Китай приходится 43,2% от общего объема экспорта полупроводников РК. Такие цифры обусловлены большим объемом внутрикорпоративной торговли между Samsung Electronics и корейскими и китайскими дочерними компаниями SK Hynix.
Таким образом, как для России, так и для РК формирование цепочек поставок является приоритетной задачей. При этом экономическое взаимодействие России и РК имеет скромные масштабы, на Россию приходится всего 2,2% от общего объема торговли РК, в 2021 году общий объем торговли Кореи с Россией составил около $27,3 млрд, в то время как с США — более чем $160 млрд. Общий объем прямых иностранных инвестиций РК в России за последнее десятилетие составил около $1 млрд, в то время как инвестиции РК в США, Китае и Вьетнаме за 2010-2018 годы составили около $72, 31 и 14 млрд соответственно. Таким образом, Россия занимает нишу для отдельных компаний, но небольшую долю в глобальных производственных сетях РК, что не позволяет говорить о значительных масштабах сотрудничества РК и России. Однако задать вектор расширения взаимодействия можно уже сейчас.
С учетом рассмотренных политических и экономических факторов, на наш взгляд, перспективными сотрудничества России и РК являются следующие:
- Развитие торговли между РК и Приморским краем, Дальневосточным регионом, в силу географической близости и традиционных поставок рыбопродукции, морепродуктов, составляющих 15-16% экспорта России.
- Точечная экономическая и законодательная поддержка отношений между корейскими и российскими фирмами-партнерами, с целью сохранения существующих и формирования новых цепочек создания ценности
- Формирование в РК цифрового хаба для осуществления связей между Россией в условиях санкций и другими странами. В настоящее время такой страной-посредником для России является Турция. Однако с учетом высокого технологического уровня РК и опыта в создании масштабных цифровых экосистем (Центр финансовых технологий, метавселенная инноваций и блокчейна, цифровая долина), можно говорить о новом уровне международного посредничества. Технологическая платформа и цифровая экосистема для осуществления информационных и финансовых транзакций, поиска бизнес-партнеров и заключения прозрачных сделок, куда была бы включена и Россия (на начальном этапе, отдельные компании) позволила бы задать новый вектор в отношениях между странами. Это было бы в интересах России, Республики Корея и всего мира.
Елена Соколовская, кандидат экономических наук, доцент СПбГУ
Сергей Белозеров, доктор экономических наук, профессор СПбГУ
В июне на семинаре специалистов рабочей группы ДРРК «Экономика, торговля и ресурсы» с совместным докладом о перспективах сотрудничества России и Республики Корея в современных условиях выступили специалисты СПбГУ Сергей Белозёров и Елена Соколовская.
В условиях новой волны санкций усиливается необходимость регионального сотрудничества. С учетом особенности экономических санкций-2022 – высоких темпов их введения и фактически еженедельного изменения количества санкционных объектов, такое сотрудничество целесообразно активизировать в тех отраслях, где стороны имеют существенные конкурентные преимущества, материально-технологическую базу и опыт сотрудничества как такового.
Для СЗФО таким сектором может стать судостроение и судоремонт, которое является одним из главных приоритетов развития машиностроительного комплекса округа.
Ключевые направления кооперации в данной сфере включают технологическое сотрудничество, в том числе:
Строительство судов и оборудования, используемых для навигации по Северному морскому пути и для работы в Арктике, с учетом спецификации верфей СЗФО. Здесь перспективным могут стать участие корейских компаний и верфей DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering) и Hyundai Samho Heavy Industries в строительстве грузовых и контейнерных судов для сокращения сроков доставки грузов по Северному морскому пути, а также ледоколов, для обеспечения доставки сжиженного природного газа в Республику Корея, на верфях СЗФО.
Применение сквозных технологий и достижений Четвертой промышленной революции в реализации совместных проектов в судостроении. Это касается, прежде всего, совместных проектов по созданию цифровых верфей – проектов, включающих использование цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла строительства и обслуживания судна.
В СЗФО на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (г. Петрозаводск) продолжается строительство первой в России цифровой верфи. По состоянию на август 2022 года окончены подготовительные работы, а само строительство планируется завершить к 2024 году. «Цифровая верфь» на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе будет представлять собой отдельный цех, оснащенный роботизированным оборудованием и соответствующим программным обеспечением, задействованным в строительстве новых судов, а также в модернизации и ремонте существующих.
В Республике Корея на сегодняшний день Hyundai Heavy Industries также реализует проект первой цифровой верфи с использованием технологий Tecnomatix и Teamcenter, разработанных Siemens. В целом, к 2030 году Hyundai Heavy Industries планирует инвестировать около 250 млн долларов в строительство цифровой верфи и связанных с ней производственных объектов.
Одним из первых этапов сотрудничества при осуществлении совместных российско-корейских проектов, связанных с цифровизацией судостроения, мог бы стать обмен опытом и лучшими практиками реализации пионерных проектов цифровых верфей в двух странах.
Сотрудничество в сфере реализации совместных проектов по ремонту судов и судового оборудования. В СЗФО такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках ОЭЗ «Санкт-Петербург» для создания стимулов для корейских партнеров к инвестициям в проекты по судоремонту и обслуживанию судов и судового оборудования на верфях округа.
Константин Худолей, руководитель рабочей группы ДРРК «Политика и международные отношения», профессор факультета международных отношений.
«Современные международные отношения переживают глубокий и острый кризис, причём, скорее всего, мы находимся на его начальной стадии. Он, несомненно, воздействует и на отношения России и Республики Корея, которые подвергаются серьёзным испытаниям. Позиции наших стран по многим вопросам современной политики не совпадают, однако это не должно быть препятствием для развития отношений в тех сферах, где это возможно. В известной степени мы могли бы использовать опыт российско-турецких отношений, где различия в оценках происходящего на Украине не мешают связям и даже сотрудничеству в других сферах».
Страница подготовлена пресс-службой СПбГУ