— Демпинговали?
— Была нервная ситуация, онлайн-торговля росла, все хотели занять большую долю рынка. И компании начали играть: одни предоставляли бесплатную доставку на три дня, другие — на неделю. Маркетологи бегали друг за другом и смотрели, кто что делает. Это мешало нормальному бизнес-процессу.
Мы сели, посчитали и решили: а давайте включим бесплатную доставку на три месяца, на все лето, чтобы больше не дергаться. Так и сделали, а потом оказалось, что нормально пошло, не особо мы и просели. Наоборот, резко выросли заказы. И бесплатная доставка осталась навсегда.
У нас же теперь большая разветвленная сеть, пункты выдачи по всей стране. Из-за пандемии пришлось внести коррективы, но это временно. Мы всерьез занялись логистикой. Вариантов попросту не оставалось. Пробовали сотрудничать с известными на рынке компаниями, но нас не удовлетворяло качество. Если не отвечаешь за все процессы, не можешь гарантировать и результат, нет уверенности, что сделают, как нужно. Ведь мало привезти вещь клиенту, надо дать возможность ее померить, подождать, если что-то не подошло или не понравилось, забрать и вернуть нам. Для тех, кто занимается лишь логистикой, это unreal, они не привыкли так работать.
Вот и пришлось отлаживать собственную систему по всей стране. Первую удаленную точку открыли в Питере. Но этот город — абсолютно уникальный мир, непохожий ни на что.
— Расшифруете?
— Там по-другому покупают, если можно так выразиться. К примеру, питерцы не хотят, чтобы курьер приходил домой. Хотя, казалось бы, удобнее… Заранее подобные нюансы не предугадать, перестраивались по ходу дела.
Вторую логистическую точку открыли лишь через полгода. Это был Владивосток.
— И все на свои кровные?
— Да, именно поэтому и приходилось так быстро работать, иначе не вытянули бы финансово.
Году в 2010-м к нам впервые обратился крупный инвестиционный фонд, предложив продать ему часть Wildberries. Мы отказались. Ответили, что не интересуемся подобным, хотим развиваться сами.
С тех пор позиция компании не изменилась.
Конечно, без заемных средств жить нельзя. У нас был финансовый директор, который как-то сказал, мол, сейчас Wildberries деньги не нужны, но, когда заказов станет много, неизбежно возникнет кассовый разрыв. Поэтому лучше заранее потренироваться «на кошках», взять как бы в долг, чтобы появилась кредитная история.
С тех пор сотрудничаем с банками, активно пользуемся такими инструментами, как гарантии и краткосрочные займы, следим, чтобы не было сильной закредитованности. Заемные деньги у нас составляют примерно половину месячного оборота, это абсолютно нормальный риск. Ведь открытие новых пунктов самовывоза стоит денег. Как и закупка машин, строительство складов. При этом мы не стали брать инвестиционный кредит, банки помогают, что называется, закрывать операционные расходы. Можно сказать, мы живем и работаем только за счет своих денег…
У нас прибыльный бизнес и всегда таким был, не можем себе позволить работать в минус, и это одно из основных слагаемых успеха компании, которыми руководствуемся уже 16-й год кряду.
У многих стартапов (кстати, не только в России, а по всему миру) часто какая бизнес-модель? Создается предприятие, привлекаются инвесторы, сначала долгая работа в минус, зато компания растет, капитализация накапливается. Потом опять поход к инвесторам и так — по кругу до бесконечности. Но это не наша история. Не даю оценок, не говорю, что хорошо или плохо, но мы про другое.
Поэтому с нами и не было такого: хоп! — и миллиардеры. Wildberries росли постепенно.