ЧАСТЬ 2: О западных каталогах, губной помаде, съемной квартире, родне и окнах роста
— Вы сразу сосредоточились на товарах из западных каталогов?
— Нет, сначала думала, что буду продавать вещи, которые куплю на какой-нибудь фабрике. Повторяю, стройной бизнес-идеи не было. Влад, конечно, что-то подсказывал. Обычно так говорил: «Вот этого делать не надо. Глупая затея, ничего не получится». Я шла и придумывала что-то другое.
Вспомнила студенческий опыт. Для нас с девчонками поездка в Москву была за праздник. Поскольку мы учились на инязе, то набрели на французские и немецкие каталоги, стали там покупать вещи. Центр приема заказов находился неподалеку от Пушкинской площади. Приходишь, платишь, примерно через месяц по почте получаешь сообщение, что посылка доставлена. Забираешь фирменный пакетик и едешь домой. Помню радость, что красивая обновка, как на фото в каталоге, стала твоей. Вещи, к слову, стоили дешевле, чем в магазинах.
Вот так и решила поработать с каталогами. Стандартная агентская схема. Вышла на французов из 3 Suisses. Едва наладила контакт, они «удачно» обанкротились и продались компании Otto. Стала наводить мосты с немцами…
— Читал, что первые заказы вы получали чуть ли не на дом?
— Сначала надо было съездить за ними на общественном транспорте. Хорошо, что ветка метро прямая: садилась на «Рязанском проспекте», выходила на конечной, дальше — на автобусе, потом немножко пешком. На каком-то складе забирала посылки и таким же путем возвращалась домой.
— У вас уже была своя квартира?
— Нет, арендовали. Одно время жили в Выхино, потом переехали на Рязанский проспект. Нам пришлось продать машину, возможности купить другую не было, при необходимости пользовались папиной, поэтому и решили снять квартиру в шаговой доступности от офиса Владислава.Туда я привозила заказы, звонила клиентам и говорила, что товар доставлен. Часто слышала в ответ: «Хорошо, присылайте курьера, адрес такой-то». Я брала посылку и ехала. Сама у себя была курьером
— А дочка в это время с кем сидела?
— Оставалась с бабушкой. С моей мамой.
Никому не посоветую повторять мои ошибки. Все же нужно заранее просчитывать шаги. К счастью, этот период у меня продолжался недолго… Помню, как в первый день пришло три заказа. Какое это было счастье!
Я сразу решила, что не стану брать предоплату. Прежде подобного никто не делал. И агентское вознаграждение поставила десять процентов для всех. А тогда в Москве брали 15 процентов, и чем дальше от столицы, тем больше. Где-нибудь на Дальнем Востоке комиссия доходила до 30 процентов. Мне же казалось, что будет справедливо, если и в центре России, и в Южно-Сахалинске станут платить одинаковую цену.
Какое-то время все делала сама, пока Влад не сказал: «Хорош сидеть с посылками до трех часов ночи. Найди студента в помощники». И я позвала младшую сестру, потом привлекла сотрудницу Влада. Но заказов становилось все больше, мы не справлялись и бросили клич по знакомым, родным. Мой папа уже оформил пенсию, но вернулся на работу, когда мы зарегистрировали ООО. Тетя стала бухгалтером. Почти вся родня пришла на помощь.
Компания Wildberries расширялась, развивалась быстрее и быстрее…
— Почему такое название, кстати?
— Хотелось чего-то красивого и необычного. И фиолетовый цвет мне очень нравился. Первое время сайт был полностью залит фиолетом, на какую страницу ни зайди. Правда, примерно в 2006 году, когда делали редизайн, маркетологи объясняли, что надо уходить от этого цвета, мол, он агрессивный и нечитабельный, лучше использовать белый.
А я все равно искала что-то фиолетовое. Вот и слово wildberries сразу полюбила. Лесные ягоды — черника, ежевика… Хотя название мне тоже потом аукалось, даже коллеги долго критиковали, что русскому человеку невозможно его произнести, язык сломаешь…
Мы зарегистрировали домен wb, одно время реклама шла на него. А сейчас все уже привыкли, говорят, что я — молодец и Wildberries хорошо звучит, узнаваемо.
— Вам помогали деньгами на раскрутку?
— Нет. Правда, в 2006 году Владислав продал партнеру долю в совместном бизнесе. Все, что удалось выручить, мы вложили в компанию. Точную сумму не вспомню. Кажется, три миллиона рублей. Или четыре. Не астрономически много, но тогда эти деньги нам здорово помогли.
К 2009 году, когда случился первый серьезный кризис, мы уже крепко стояли на ногах, и покупатели дали понять, что Wildberries не игрушка. Аудитория у нас всегда была по большей части женская. И сейчас остается таковой. И девушкам, и дамам в возрасте нужно периодически делать себе подарки. Заказал какую-то красивую вещь и потом два-три месяца ждешь, предвкушаешь. Своего рода развлечение, психотерапия.
— Шопинг как лекарство от хандры.
— Именно! Кстати, в последние месяцы заметно вырос спрос на губную помаду. Читала, будто впервые подобное наблюдалось около 100 лет назад в Америке. Во времена Великой депрессии промышленное производство США сократилось вдвое, а продажи косметики увеличились. Экономический кризис вынуждает людей экономить на дорогостоящих вещах, но маленькие радости они могут себе позволить. Красивое средство борьбы со стрессом! Даже появился термин — «эффект губной помады».
Но вернусь к предыдущей теме. Мы почувствовали, что люди стали рассматривать интернет-торговлю как реальную альтернативу походу в магазин, однако нужно было добиться стопроцентной выполняемости заказов, а работа с каталогами такой гарантии не давала. Мы начали искать, обратились к дистрибьюторам известных европейских марок, которые на тот момент продавались в России.Поначалу на нас смотрели со снисхождением, дескать, кто вы? Интернет-магазин? Что хотите купить? Мы называли примерную сумму оборота, которую можем сделать на их бренде, и отношение резко менялось
Правда, возникли другие сложности, пришлось задуматься о фотосессиях, чтобы красиво снимать одежду. Первые съемки, могу признаться, получились ужасными…
Нам стали частично давать товар с отсрочкой или с небольшой предоплатой. Помог кризис 2009 года, когда серьезные бренды наконец обратили внимание на интернет. С Wildberries все захотели сотрудничать, мы смогли набрать много народу в штат, кроме того, дешево сняли огромное помещение, которое одновременно служило и офисом, и складом. Проработали там девять лет.
— Это в деревне Мильково?
— Да, в двух километрах от МКАД. Перевезли туда наше имущество, включая товар и деревянные стеллажи. Оказалось, что занята лишь двадцатая часть помещения… Помню, рассуждали: «Значит, будем играть тут в футбол». Года не прошло, а нам стало тесно, все уже не умещались…
— В тот момент гадкий утенок и превратился в белого лебедя?
— Уже говорила вам, что не было волшебного перерождения. Все происходило постепенно. И без каких-либо сказочных чудес. Мы сами создали компанию. Шаг за шагом. Сразу ставили перед собой задачу сделать лучший сервис для покупателей, потом радикально поменяли схему работы с поставщиками. Могу прямо и открыто каждому смотреть в глаза, мне нечего стыдиться.
В 2019-м мы решили сократить свое комиссионное вознаграждение в два с половиной раза — с 38 процентов до 15. Было страшно, боялись — а вдруг не сработает. В итоге получилось очень круто, мы смогли вырасти, поскольку дали людям зарабатывать больше.
И бесплатную доставку так вводили, хотя потом нас обвиняли, что это навсегда изменило рынок.