Москва, 30 ноября — ИА РУСКОР. Пятый, юбилейный Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в столице 29 ноября, сообщил nazaccent.ru. Мероприятие, организованное Правительством Москвы и Гильдией межэтнической журналистики при поддержке Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ и Общественной палаты России, собрало на своей площадке 180 представителей СМИ, НКО и органов власти из 54 регионов страны.
Общее число участников, с учетом тех, кто подключился к видеотрансляции форума, превысило 500 человек из всех субъектов РФ. Активно задавали вопросы участники с Сахалина, несмотря на то, что для них Медиафорум начался в 19 часов по местному времени.
По словам руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталия Сучкова, с каждым годом в Медиафоруме принимает участие все больше журналистов, представителей этнокультурных организаций и органов власти.
«Ни один из предыдущих Медиафорумов не прошел бесследно – по итогам каждого из них были приняты важные решения, которые впоследствии воплотились в реальные проекты. В этот раз к нам подключились почти все регионы страны, и, уверен, практические результаты продуктивной работы участников не заставят себя ждать. Тот опыт, который будет сегодня наработан, возьмут на вооружение и власти Москвы, и другие субъекты РФ», – заявил Виталий Сучков.
Как отметил в своем обращении председатель Московской городской думы Алексей Шапошников, Медиафорум этнических и региональных СМИ является авторитетной площадкой для дискуссий, обмена опытом в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
«Важно, что отдельное внимание на форуме будет уделено детским и молодежным СМИ, которые освещают этнокультурную тематику в медиапространстве, формируя взгляды и ценности подрастающего поколения. Ключевыми темами также станут миграционная политика и развитие внутреннего туризма, над которыми в правовом поле работают депутаты столичного парламента, в том числе, над федеральными законодательными инициативами. Уверен, что опыт и добрые традиции отечественной журналистики будут и дальше способствовать укреплению благоприятной информационной среды», – подчеркнул председатель Мосгордумы.
Важность вопроса развития внутреннего туризма при помощи этнических компонентов, которому была посвящена одна из секций форума, отметил также заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский. По его словам, за последние годы этнический фактор приобрел большое значение в креативном секторе экономики в целом.
«Тема локальной идентичности играет все большую роль не только в традиционных сферах – кино, анимации, искусстве, но и в новых медиа – стриминговых сервисах, сфере IT. Тот же дизайн, где национальные орнаменты, шрифты закладываются в основу. Кроме того, явно прослеживается тенденция развития этнотуризма и национального брендинга территорий. У нас есть масса достойных примеров, где разные этнические идентичности, образы малочисленных народов закладываются в основу брендирования», – отметил он.
Как сообщила член Общественной палаты и Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, глава Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, все больший интерес к теме этнографического туризма проявляют и средства массовой информации
«СМИ за прошедший год активно работали с темой этнотуризма и этнобрендирования, интерес был у всех – открылись специальные рубрики, появились десятки новых проектов. И на конкурсе «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений появилась специальная номинация для этого направления» – подчеркнула Маргарита Лянге.
Активную дискуссию в рамках Медиафорума вызвала тема освещения миграционных проблем в медиа и в частности законопроект о запрете упоминания в СМИ национальной принадлежности и вероисповедании лиц, причастных к преступлениям.
Как отметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин, разыгрывать этническую карту в данном случае недопустимо, но существующее законодательство и так позволяет привлечь к ответственности людей, которые спекулируют на национальности и вероисповедании.
В то же время, по мнению эксперта РАНХиГС, лауреата премии «Золотое перо России» Алана Касаева, подобный закон необходим, и дело не столько в классической журналистике, сколько в блогосфере, которая сейчас регулируется намного слабее.
«Мы как общество рано или поздно придем к такому закону и от этого не проиграем. Разница может быть только в том, совершил преступление гражданин РФ или иностранный», – сказал он.
При этом участники сошлись во мнении, что СМИ, поднимая тему миграционных вопросов, должны более адекватно понимать проблематику и освещать данную сферу максимально непредвзято, не искажая реальную ситуацию. Этническим сообществам нужно больший акцент делать на своих традициях и культуре и активнее работать с негативными информационными поводами, в том числе внутри своих общин. Что касается государственных институтов, им стоит обратить внимание на недостаток юридической терминологии и определений в сфере миграции и вопросов национальности, а также на отсутствие федерального закона и госструктур, которые бы занимались адаптацией мигрантов.
«Нужна правовая основа адаптации и интеграции мигрантов на федеральном уровне, поскольку без нее регионы не могут действовать единым образом. Все уже понимают эту задачу, эксперты и органы власти над ней работают», – отметил Владимир Зорин.
По итогам V Медиафорума этнических и региональных СМИ было принято решение сформировать на базе Школы межэтнической журналистики новую образовательную программу, которая расскажет о правилах объективного освещения миграциионных проблем в средствах массовой информации. Также предложено в начале 2022 года собрать круглый стол по данной теме с участием представителей ведущих СМИ, профильных государственных структур и этнических сообществ.
Кроме того, участники форума выразили намерение оказать информационную поддержку развитию этнического туризма и использованию национального колорита для создания уникальных туристических объектов. Для этого планируется создать платформу, которая объединит успешные кейсы этнобрендирования территорий, будет содержать подробные описания реализованных концепций и пошаговые инструкции к ним и позволит адаптировать готовые решения с учетом местных особенностей.