Умер режиссер Александр Хван

Posted by

МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Режиссер Александр Хван, известный по фильмам «Дюба-дюба» и «Кармен», умер в возрасте 65 лет. Об это сообщила ТАСС его агент и сестра Елена Хван.

«Да, это так. Это произошло сегодня», — сказала собеседница агентства, отвечая на вопрос о смерти режиссера.

Режиссер и друг постановщика Григорий Константинопольский на своей странице в Facebook (запрещен в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) написал, что Хван умер после продолжительной болезни.

Александр Хван родился 28 декабря 1957 года в Чебоксарах. В 1980 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой). Известность получил в 1992 году после фильма «Дюба-дюба» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Картина была удостоена приза кинопрессы за лучший дебют и успешно участвовала в нескольких кинофестивалях, включая Каннский. Среди других известных его фильмов — «Кармен» и «Умирать легко».

В 2002 году «Российские корейцы» опубликовали интервью с режиссером.

                        

У меня  мощные крылья –  гены

Уже несколько  месяцев кинорежиссер Александр Хван находится в состоянии судебного процесса по защите своих авторских прав. Суд откладывался несколько раз, мини-сериал “Шатун” успел выйти на экран. Сначала кинорежиссер требовал запрещения этого показа и возможности перемонтировать этот сериал. Теперь А.Хван  хочет, чтобы  эта история стала достоянием гласности. Слушание состоится 2 апреля.

 – Как относятся к  судебному процессу ваши коллеги?    

– 20 марта будет Пленум Союза кинематографистов России. Я собираюсь выступить и вкратце рассказать о возникшем конфликте между мной и ООО “Партнер фильм” и телекомпанией REN-TV. Киносообщество – это отдельные личности. У всех есть семьи,  все надеются справиться, договориться с ТВ в одиночку. Я тоже надеялся, тем более, что сначала мне говорили о том, что хотят поднять художественный уровень, что все будет сделано ради художника.

Телепродукции не требуется творческое и технологическое качество: тщательный монтаж, хороший звук, драматургия и актерская игра. Все это откровенная халтура. Любой отечественный сериал пока смотрится, а телепродюсеры бойко торгуют рекламным временем. Зачем думать о профессионализме, конкуренции, увеличивать затраты?

Понятно, что затяжной период малокартинья привел к тому, что   профессиональные кинематографисты вынуждены соглашаться на любую работу, даже на телевидении. Но каждый кинематографист, который приходит на телевидение, должен отдавать себе отчет в том, что он не будет заниматься  творчеством. Телевидение – это сфера обслуживания, а не искусство.

Работа на телевидении – это совершенно другая профессия. Кино вызывает эффект присутствия, зритель оказывается в мире, который создан художниками. А телевидение входит в дом, как водопроводчик. Другими словами, кино формирует эмоции, а телевидение манипулирует эмоциями зрителя.

С точки зрения телевизионщиков, кинематографисты – это снобы, которые вымирают и теряют зрителей. ТВ кичится своей многомиллионной аудиторией, которая дана ему автоматически. На фоне разрушенной киноиндустрии, когда зрителю просто некуда пойти, миллионная телеаудитория – козырь в руках жуликов.

– Вы уверены в успехе?

– Монтаж вышедшего на экраны сериала “Шатун”, который был сделан актером А.Серебряковым, полностью исказил авторский замысел фильма. О чем этот фильм? Понять невозможно. Выдающийся материал – прекрасные работы оператора И.Кожевникова, актрисы О.Фандеры, – просто испорчен. Вместо телефильма получилась невнятная история. С этим я, как кинорежиссер,  смириться никак не могу.

Если мне удастся выиграть судебный процесс, я уверен, что перемонтированный “Шатун” будет с успехом прокатываться по всем телеканалам, а также легко разойдется на видеокассетах – это будет  интересное кино, захватывающее зрелище.

Конечно, я отдаю себе отчет в том, что сейчас я – Давид против Голиафа. Уверен, что мои противники активно готовятся к суду. Я тоже не сижу, сложа руки, мне помогают очень многие, еще больше коллег и друзей меня поддерживают. Я надеюсь выиграть. Но даже, если бы я совсем не надеялся, то все равно затеял бы этот судебный процесс. Это для меня вопрос, прежде всего, профессиональной и человеческой       чести.

– Расскажите о своем новом фильме.

– Предложение снять фильм по сценарию одного из лучших сценаристов России Юрия Короткова (по его сценарию снят фильм “Страна глухих”) возник как спасение после изнурительных и бесплодных переговоров по поводу монтажа “Шатуна”. Я читал сценарий “Кармен”, как некую современную историю. Все происходит на юге нашей страны. Главный герой – милиционер-охранник табачной фабрики, который влюбился в девушку – современную Кармен.

Я с большим удовольствием убедился, что сценарий Ю.Короткова не отступает от архетипических образов истории о  Кармен. Эта заслуга сценариста, который сумел так свежо подать всем знакомый сюжет. В нашем фильме не будет ни одной ноты из оперы Ж.Бизе.

По-моему, женщина – это божья плетка для мужчины. Вот, жил простой милиционер, все в его жизни было ясно и скучно. Но появилась Она и перевернула всю его жизнь, преобразила его внутренне, открыла мир, в котором он жил и которого не замечал. Я говорил во время съемок всей группе: “Это история римского легионера, прошедшего духовный путь от звероподобного вояки до святого Себастьяна”.

– Когда фильм выйдет на большой экран? 

– Съемки закончились. А теперь предстоит долгий и мучительный период монтажа. Надеюсь, что фильм будет закончен в июле.

– Повезете на кинофестивали?

– Конечно, на какие успеем. Надеюсь, что фильм “Кармен” получит Оскара, как лучший зарубежный фильм.

– Как вы относитесь к современному кино, со всевозможными  компьютерными эффектами?

– Кино первоначально было придумано как балаган, как              аттракцион. Кино обязательно должно поражать воображение зрителя. Поэтому фильмы смотрят в кинотеатрах, а не на маленьком экране.

Но кроме эффекта присутствия, в кино очень важна структурность: монтаж, полифония, шумы, музыка, ритм, движения камеры. На человека гораздо сильнее воздействует структурная часть фильма, чем все трюки.

Для меня очень важно будоражить чувства и мысли зрителя, расширять его видение мира, формировать его эмоции и даже обострять восприятие всего происходящего. Многим мой стиль кажется неудобным, трудным… Да, возможно…

– Какие фильмы смотрит кинорежиссер Хван?

– Я предпочитаю смотреть фильмы на видео, чтобы отфильтровать все аттракционы и лучше рассмотреть структуру. Любой новый трюк, стилистический фокус быстро устаревает. В следующем сезоне все модное становится архаичным. А то, что не несет в себе элементов моды,  то, что разрабатывает фундаментальные основы искусства, не постареет никогда.

Я смотрю голливудское кино. Я ценю “Терминатор” и “Титаник”, именно за их структурность, а не за эффектные аттракционы.

Три моих любимых фильма: “Огни большого города”, “Похитители велосипедов” и трилогия “Крестный отец”.

– Каким вы были ребенком?

– В доме деда была огромная библиотека. Я  научился читать в три года. Родителей это совсем не удивило. В детский сад я ходил с толстым томом “Детской энциклопедии”. Конечно, я чувствовал себя одиноким. К тому же я был очень толстым ребенком, что тоже не увеличивало моей популярности у сверстников. Моим главным желанием тогда было не выделяться, быть как все… Конечно, мне это никогда не удавалось.

С первого класса я увлекался естественными науками, особенно астрономией. Но в силу моего вынужденного одиночества во мне, благодаря литературе, бурно развивалась эмоциональная сфера.

Конечно, у меня были друзья. С одним из них – с Эдуардом Кранком, немецким мальчиком, я знаком с четырех лет. Он очень талантливый поэт. Сейчас он живет в Чебоксарах, у него свой театр. Нашей дружбе уже больше сорока лет.

– Когда вы решили стать кинорежиссером?

– В 14 лет я прочитал “Войну и мир” и посмотрел фильм Стенли Крамера “Благослови детей и зверей”. И роман, и фильм произвели на меня очень сильное впечатление. Даже в фильме Крамера, который заставил меня рыдать, я почувствовал, что мне не хватает эмоционального напряжения в финале – еще одного музыкального куска, еще какого-то компонента. Я не знал, как и чем это сделать, но очень хотел. Именно в 14 лет я сделал выбор между естественными науками и искусством, в пользу искусства.

Мне очень повезло, наша школа находилась рядом с кинотеатром. И каждую субботу в школе был запланирован культпоход в кино. В подростковом возрасте я  много читал, без всякой системы. Очень долго я читал книжку “На уроках Сергея Герасимова” об истории мастерской. Я получил представление о том, как происходит обучение во ВГИКе. Тогда для меня не было неинтересных фильмов, я просматривал весь репертуар всех городских кинотеатров. Все время я искал фильм, который полюбил бы до глубины души и не находил его.

– Вы отправились поступать во ВГИК?

– Я поразил своего отца, когда объявил о своем решении стать кинорежиссером. В 9 классе я занял четвертое место во Всесоюзной олимпиаде школьников по математике и у меня были приглашения в три лучших вуза страны. Все были уверены, что я буду учиться в Бауманском или Физтехе. А я объявил, что буду поступать во ВГИК.

Отец махнул рукой и отвез меня в Москву. Очевидно, я приглянулся своим педагогам Л.Кулиджанову и Т.Лиозновой. Я помню, как я стал орать стихотворение А.Вознесенского, ничего не понимая от волнения…

– Что вы испытывали во время вступительных экзаменов?

– Зачисление было только через месяц. Никаких планов или отходных путей у меня не было. Я не знал, что я буду делать, если не поступлю. Помню, что у меня было такое ощущение, что моя Судьба совершенно от меня не зависит.

Такое же ощущение было у меня, когда я снимал “Доминус” – мою дебютную работу в большом кино. Фатализм полный. Я постоянно думаю об этом. И у меня сложилось мнение, что люди делятся на две категории: на тех, кто является инструментом в чьих-то руках и на тех, которые не являются таковыми. Принято считать, что человек – хозяин своей судьбы. Ничего подобного! Огромное количество людей не нужны Создателю, они живут достаточно благополучно и все.

А  долг человека, который является карандашом в руках Создателя, быть всегда отточенным. Я часто перечитываю “Розу мира” Даниила Андреева. В этой книге очень многое мне созвучно.

     – Но так же тяжело жить.  

– Мне не с чем сравнить: тяжело это или нет. Конечно, на близких это сильно сказывается. Мы с женой разведены.    Я знаю, что жить со мной невозможно. Я очень своевольный человек. Лучше свободные, простые отношения. Если раньше человек-одиночка считался неудачником, аутсайдером, то теперь это стало нормой. Сейчас столько самодостаточных людей. И мужчин, и женщин. Теперь не только семья, но и отдельный человек стал ячейкой общества. И это хорошо, это нормально.

     – Расскажите о себе, о своих корнях.

– У меня очень интересное происхождение. В 1932 году мой отец – пятилетний мальчик, вместе со своей семьей, перешел реку Амур – из Манчжурии в Россию. Это были времена начала японской оккупации Манчжурии, об этом как раз фильм Бернардо Бертолуччи “Последний император”. Огромное количество беженцев двинулось в Россию. Это одно из эпических событий очередного переселения народов. Точно также бежали евреи в Египет, армяне из Турции и многие другие.

Конечно, мне хочется рассказать историю любви моих родителей. Отец, с 14 лет работавший на шахте, самоучка, поступивший в институт – крайне пассионарный человек. А моя  мама – девочка из благополучной семьи. Они познакомились в институте. Родители  мамы были против ее брака с моим отцом. Их пытались разлучить.   История борьбы за свою любовь длилась у моих родителей года четыре. Родители простили маму только после моего рождения. Так что я – результат страстной и преданной любви.

Я сильно ощущаю в себе корейскую, еврейскую и русскую генетику. Во мне все три крови существуют без конфликтов. Я воспитывался в интернациональной семье: дедушка-еврей, русская бабушка и папа-кореец. Мои родные – советские интеллигенты, специалисты, жившие честно и очень дружно.

– У вас есть дети?  

– У меня есть взрослый сын, ему 21 год. Он учится в авиа-  технологическом институте, на факультете летательных аппаратов. Он крайне дисциплинированный молодой человек. Занимается тхэквондо, и очень увлечен корейской культурой. Хотя внешне, конечно, он совсем не похож на корейца.

 – Сын не хотел пойти по вашим стопам, стать актером или режиссером?

– Нет, никогда. Он посмотрел на нас, на семейную жизнь кинорежиссера и актрисы, и выбрал совершенно противоположный стиль жизни. Сейчас он занят обустройством собственной семьи. Я и моя жена помогаем им.

У меня – прелестная внучка, ей 11 месяцев. Так что маленькая девочка со светленькими волосиками и голубенькими глазками продолжает наш род Хванов.

– Александр, есть ли у вас желание снять автобиографический фильм?

– Я рано уехал из семьи, из родного города Чебоксары. С семнадцати лет я жил отдельно, в Москве. При редких встречах со мной отец вспоминал и рассказывал смешные или поэтичные истории своего детства и юности. Постепенно выкристаллизовался замысел: снять эпическую картину переселения корейцев в Россию и их жизни в чужой стране. В моем замысле нет претензий на автобиографию, я хочу показать мир во всем его многообразии мест, событий, лиц и характеров. Огромные пространства, массы людей, две войны и история ассимиляции части корейской общины в России. Именно из этого мира возник я.

– Общаетесь ли вы со своими корейскими родственниками?   

– Очень редко. В 1982 году мне с моей русской женой Леной довелось побывать в селе под Симферополем, где живут мои родственники. Мы попали как раз на поминки, умер старший брат папы. То ли через обряды, то ли через вкус еды я ощутил, что у меня есть очень мощное крыло – корейские гены.

Многие вещи, которые я в себе знал, чувствовал, вдруг стали легко объяснимы. Например, эта сдержанность в проявлении эмоций, а внутри все клокочет! Или склонность к созерцанию. И совершенно непостижимая способность впадать в безумную ярость. Я не наблюдал этого у своего отца. Я вообще считал, что совершенно не похож на него…

После этой поездки к родственникам я увидел основание многим моим чертам характера. Все для меня там было экзотично, но я увидел и главное – достоинство в этих людях, которые занимались сельским хозяйством, давали детям высшее образование и не задумывались о более легкой доле. Стоическое приятие судьбы и жизни, вот что меня объединяет с моими родственниками по отцовской линии.

Беседовала Алла ЮЛИНА

 

%d такие блоггеры, как: