Православная миссия в Сидими

Posted by

Юрий Де, независимый исследователь

Герман Ким, доктор исторических наук

 

Просвещение корейцев, как и других народов царской России, самым тесным и непосредственным образом было связано с началом и развитием православной миссионерской деятельности, с церковной и духовной жизнью. Церковь и школа были неразрывными, ибо именно священнослужители были, как правило, единственными грамотными людьми в русских деревнях, умевшими читать и писать.

Особое место в истории миссионерства русской православной церкви и школьного образования среди инородцев Российской империи занимает село Сидими – одна из первых корейских деревень Суйфунского округа Южно-Уссурийского края.   В 1867 г. на р. Сидеми было 11 корейских семейств, 54 человека. Через 11 лет в ней числилось 30 фанз, 136 жителей, в том числе 28 крещённых в православии. В 1897 г. в списке населённых пунктов Южно-Уссурийского округа Посьетского участка Янчихинской волости упомянуты деревни Верхнее Сидими и Нижнее Сидими. В конце 19-начале 20 вв. в этой местности постоянно проживали всего несколько корейских семей, помимо которых несколько десятков корейцев занимались золотодобычей.

Корейская деревня Сидими на фрагменте карты Южно-Уссурийского края.  1880

В 1901 г. в метрической книге Адиминской церкви отложились записи о крещении 195 корейцев д. Сидими, из них 103 – дети, 92 — взрослые. В 1905 году в деревне проживали 74 семьи, из них православных корейцев: 102 мужчин и 81- женщин; язычников – 79 мужчин и 74 женщин.  В 1915 г.  в ней насчитывалось 175 дворов. Сидими стала одной из самых крупных корейских селений на русском Дальнем Востоке, в которой было немало детей. К моменту Октябрьской революции в Петербурге и «триумфально шествия советской власти» часть корейцев села Сидими относилась к зажиточным крестьянам, имевшим свои земельные наделы и крепкие хозяйства. Поэтому в гражданскую войну не все сидиминцы поддержали советскую власть. Однако большевики, выдвинувшие привлекательные лозунги: мир солдатам, земля крестьянам, равенство всех народов, привлекли на свою сторону массы людей и смогли установить новые порядки. Корейское население Приморья и других регионов Дальнего Востока и Сибири поддержало большевиков. В 1922-23 гг.  секретарем созданного Сидиминского сельсовета Сидими стал Ни Моисей Алексеевич, коренной житель села. Через два года на волне коллективизации в Сидими был образован колхоз «Память Ленина», в Верхнем Сидими образовался колхоз «Авангард».  Оба колхоза занимались в основном рисоводством, которое в Приморском крае имело особое значение. В 1932 г. в связи с укрупнением Сидиминский с/с вошел в состав Верхне-Сидиминского с/с.  В составе Усть-Сидиминского с/с входили производства: оленесовхоз «Сидими», созданный в 1922 г. на базе хозяйств дворянина Янковского; рыбколхоз «Большевик», созданный в 1930 г. на базе рыболовецких артелей; рыбзавод «Сидими»; песчанный карьер; ТОФ; Примторг; база рыбзавода «Песчанный»больница; школа; связь. В 1930-1933 г. председателем Усть-Сидиминского с/с был Тё Андрей Николаевич, дед Де Юрия Григорьевича — одного из авторов статьи.

Вопрос создания Сидиминского миссионерского стана и строительства церкви активно обсуждался на рубеже 19 и 20 веков на разных уровнях, причём как в православном клире, так и гражданской администрации, и сельской общине. Однако намерениям и планам не суждено было осуществиться в связи с русско-японской войной и тяжёлыми ее последствиями для царского самодержавия. Сказалась также события первой русской революции 1905-07 гг.   Об учреждении православной церкви в д. Сидими сохранились весьма скудные сведения. Самое ранее упоминание о ней относится к 1913 году, то есть ее открытие состоялось во время Первой мировой войны. В этой связи уместно выражение эмоциональных и патриотических чувств отца  Василия (Огай) сказавшего: «Потрясающая нынешняя война, в которой участвуют и корейцы, горящим углем  открыла корейцам их духовные очи, и она неожиданно сыграет в религиозной жизни корейцев благодеятельную роль. Участвуя в гигантской борьбе народов и, встречаясь лицом к лицу с культурными силами народов, они не могут не изменить своих взглядов на миропонимание. Они там закаляют свой характер и выковывают в груди твердые желания молодого поколения, что они по возвращении домой вольют новую струю в жизнь стана и всколыхнут долгое болото обывательской жизни, в этом не может быть никакого сомнения. Воины единодушно просят своих родных молиться за них Владыке мира, и жены, и дети их возносят богу горячие молитвы…»

Церковь в Сидими называлась «Спасская миссионерская» и развёрнутые о ней сведения относятся к 1915 году. В фондах Государственного архива Приморского края (ГАПК) сохранилось немало документов, связанных с ее деятельностью. В архиве хранятся метрические книги Сидиминской миссионерской церкви за 1915, 1916, 1917 и 1922 гг.  В одной из них, содержится первый брачный обыск, подписанный отцом Федором датированный 15 мая 1915 г. В метрической книге Владивостокской консистории Сидиминского стана о рождении за 1917 г. записано, что таинство крещения проводили священник Федор Александрович Ким и вр. и. д. псаломщика Дионисий Цой.

В выпусках журнала «Владивостокские епархиальные ведомости» (в дальнейшем сокращённо — ВЕВ) регулярно сообщалось о важных событиях в корейских миссионерских станах и деятельности церковно-приходских школ, а также о планах епархии в расширении и укреплении православной веры среди корейского населения. К примеру, в рубрике Хроники епархиальной жизни поднимался вопрос о возможности строительства монастыря около Сидими: «Признано, желательным, устроить монастыри: прежде всего в Посьетском участке, близ Седими; затем, в долине Судзихэ, где сейчас существует Архиерейская заимка; в Харбине, при кладбищенской церкви и, наконец, на Имане». Как известно, монастырь в Сидими не был построен и остался в истории, лишь как один из обсуждавшихся вопросов планирования церковного строительства. В июне 1916 г. IV противоязыческий Миссионерский съезд отметил: «Весьма желательно иметь для всех корейских станов, в которых отцы миссионеры незнакомы с корейским языком, духовника из миссионеров, знающих корейский язык, посему избраны для Посьетских миссионерских станов о. В. Лян и Ф. Ким , а для Суйфунских — о. В. Огай, с возмещением расходов на их поездки из церковных сумм в размере действительной потребности». Еще одно постановление съезда касалось учреждения 1-ой полной стипендии и 2-х полустипендий при Владивостокской церковно-учительской школе, которыми могли получать лучшие корейские ученики.

В 1916 г. на прошедшем в Янчихинском миссионерском стане Благочиническом съезде отмечалось, что «чуть ли не во всех корейских фанзах, сейчас можно встретить молитвенник на корейском языке, а также Св. Евангелие, а во многих храмах корейцы имеют возможность слушать богослужение на своем родном языке». Согласно публикациям, в «В. Е. В.» в Сидиминском миссионерском стане в 1916 году насчитывалось 1133 православных корейца, в том числе 596 мужчин и 537 женщин . Годом раннее было крещено 38 корейцев разных возрастов (18 мужского и 20 женского пола) и 129 младенцев, в том числе 55 мальчиков и 74 девочки. В ноябре 1916 г. прошёл XI епархиальный съезд духовенства Владивостокской епархии. Одно из заседаний было посвящено тяжелому положению духовенства епархии, как по причине войны, так и по чисто местным условиям жизни, среди которых отмечались следующие. «…1) непомерная дороговизна продуктов первой необходимости; 2) большинство работоспособного населения, помогавшему духовенству призвано в войска, благодаря чему большинство приходов лишилось топлива, а в иных случаях квартир, вследствие обеднения общества; 3) неурожай, а главное наводнения трех последних лет, лишили доходов духовенства от земли, заставили лишиться последних, скопленных про чёрный день грошей».

Череда смены власти на Дальнем Востоке (в период установления большевистской власти, гражданской войны и иностранной интервенции) расшатывала и рушила фундамент, на котором покоилась русская православная церковь. Антирелигиозная пропаганда; отделение государства от церкви, а церкви от образования; гонения и репрессии священнослужителей вели к победе воинствующего атеизма, положившего конец православному миссионерству среди корейцев.  От церкви Сидими не осталось следов, как собственно, нет и самих деревень Верхнее и Нижнее Сидими. Не сохранилось даже Сидиминское кладбище.  Сотни подобных корейских поселений прекратили своё существование ранней осенью рокового 1937 года.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: