26 марта день рождения у основателя и на протяжении многих лет директора московской школы с этнокультурным корейским компонентом образования 1086 Нелли Николаевна Эм. Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, на протяжении многих лет член совета Общероссийского объединения корейцев она и сегодня остается активным участником просвещения в качестве консультанта, наставника, уникального специалиста в сфере российско-корейского образования.
Корреспондент «РК» беседовала с ней накануне круглой даты.
Нелли Эм 17 лет
Нелли Николаевна, как ощущаете свой возраст?
Скажу так, всю жизнь общалась с детьми, возраст морально не ощущаю … Конечно, чувствую накопившуюся усталость, слабость, накопились болезни, уже нет былой резвости, годы берут своё…
Что придаёт силы?
Всегда, когда меня спрашивают об этом, не задумываясь, отвечаю, что я самый богатый человек на этой Земле … Если уже внуки моих учеников приходят учиться в школу, если родители благодарны тебе и в знак благодарности во всем хотят помочь и понимают, и поддерживают, не в этом ли счастье педагога?! Конечно, это моя любимая работа, до сих пор каждое утро иду в школу, чтобы быть там первой — до 7 часов, и так много лет.
Кстати, не все знают, что до этого вы были в Северной Корее, как это произошло?
В 1953 году в Пхеньяне открылась средняя Пхеньянская школа № 6. В ней стали учиться дети хозяйственных руководителей, военных и других специалистов из числа российских корейцев, направленных Советским Союзом для оказания дружественной помощи КНДР. В их числе был и мой отец Н.Н.Эм Николай Иванович Эм, занимавший крупные должности в учреждениях народного хозяйства КНДР.
В 1958 году состоялся последний выпуск школы, вскоре она была закрыта. Те из выпускников, которые вернулись в СССР, периодически встречались, до сих пор хранят школьное братство.
Cохранилась фотография первого выпуска школы 1958 года, где я училась.
А затем была встреча выпускников и учащихся школы в 1976 году в московском ресторане «Пекин». А 21 августа 2008 г. спустя полвека после окончания школы в Пхеньяне они вновь собрались в Москве. Были не только выпускники, но и все, кто в разные годы учился в школе и сохранил о том времени самые теплые воспоминания.
Дальнейшие их судьбы сложились в основном счастливо. Большая часть класса продолжила образование в московских вузах. Дима Ли окончил военную академию, врачами стали Полина Сон и Галина Тян. Защитили ученые степени Валерий Хегай, Тезей Югай Тезей, Сергей Ли, Людмила Нам. А Светлана Хегай даже защитила докторскую диссертацию на венгерском языке, сейчас живет в Венгрии. Римма Тен — в Коста-Рике, Лаура Ли — в Канаде… Пятеро выпускников остались жить в КНДР, к сожалению, о них нет никаких известий. Увы, некоторых уже нет в живых. Самая большая потеря – известный общественный деятель Геннадий Мунирович Ли…
Вы выдающийся педагог, потому что в вас совместились воедино и профессиональные качества, и человеческие. Ваш отец был большим талантливым руководителем. Мама любящей и заботливой хранительницей семейного очага. Вы унаследовали и то, и другое. Это про вас. Вашими детьми стали тысячи…
Это правда. Ученики для меня как дети. А ещё с начала 90-х годов в Москву стали приезжать учиться студенты из республик Средней Азии, из Северной и Южной Кореи. Одни в незнакомой стране, большом городе… Многие не знали русского языка, я тогда не владела корейским. Сначала это были студенты и Северной Кореи. Мы там жили несколько лет, папа был туда командирован, я, сестра и братья учились в школе, и хотелось отблагодарить их за незабываемые годы на исторической Родине. Заботилась о них, они приходили ко мне домой, ночевали, я их кормила привычной для них корейской едой. Так воспитала меня моя мама. Не преувеличивая скажу, что в то время для студентов из Кореи и Средней Азии наш дом был центром притяжения, ведь наша семья живёт в Москве с 1956 года.
С внуками и правнуками.
Как же управлялись?
Не поверите, но бывало, что в доме одновременно находились до 30 гостей. Под рисовую кашу ставили огромную кастрюлю, осенью заготавливали сотни килограммов корейской капусты пячу для засолки кимчи. Чтобы в доме всегда была привычная еда.
Выходит через ваш дом прошли сотни гостей, и сегодня они близкие для вас люди…
Да, они для меня как родные дети, называют меня крестной мамой! А многие ученики и бабушкой! Поэтому я всегда говорю, что я самая богатая и счастливая …
Самые интересные разговоры происходят за столом: острая еда, ваш острый язык, это всегда происходит во время больших застолий с вашим участием, оказывается вот откуда это берет начало! Вы никогда не даете за столом никому заскучать.
Это правда !!!!!
Как на педсовете, всегда кого-то нужно воспитывать и делать это непринужденно, хотя иногда резким словцом. Вы и в жизни педагог в лучшем смысле.
Это издержки профессии, которой служу уже больше шести десятков лет.
Поэтому сегодня тысячи ваших воспитанников, даже если вы были не всегда ласковы, благодарны вам за уроки.
Для меня важно в своих поступках и отношениях всегда быть честным. Это на первом месте. Дети и ученики знают, что Нелли Николаевну никогда нельзя обманывать! А те взрослые, с которыми я общаюсь много лет, обманув меня даже один раз, навсегда теряют дружбу со мной.
А откуда берет начало ваша многолетняя привычка каждое утро встречать у порога школы учеников и каждого называть по имени?
Это моё правило, которому не изменяю на протяжении уже 50 с лишним лет – знать каждого по имени.
С учителями у вас тоже свои правила взаимоотношений?
С самого открытия школы рядом со мной трудились энтузиасты, которые даже не имели педагогического образования, учителя, с которыми я работала в других школах. Все они были сподвижниками моего дела и моей давней мечты. Для многих из них школа стала вторым домом. С 1975 года я как руководитель никогда не провожу утренние пятиминутки и объясняю учителям, что так я экономлю их время. Всю необходимую информацию для конкретного учителя я сообщаю ему индивидуально. Если замечание серьезное, прошу прийти после уроков, чтобы с утра не расстраивать педагога и чтобы его настроение не повлияло на учебный процесс, а если просто нужно принять к сведению, сообщаю утром. Большинство учителей работают со мной давно, поэтому знают все мои требования и привычки. Кроме того, я всегда стараюсь следовать наказу своих родителей — быть честным человеком, принципиальным, с уважением относиться к своей работе и окружающим меня людям, быть внимательной и уметь оказывать помощь, ничего не ожидая взамен. Все должно быть от души, от сердца.
Ваш критерий для педагога?
Главное, педагог должен любить всех своих учеников и быть профессионалом в своем деле. Я всегда говорила, что в мире нет плохих детей, есть плохие учителя. И настоящий учитель должен уметь подобрать ключик к любому ребенку и дать ему стимул быть лучше. Педагог должен быть личностью, сильной, авторитетной, но этот авторитет должен быть результатом его собственной напряженной работы. А это возможно только в том случае, если ты честен, бескорыстен, искренен, если любишь детей и в каждом из них видишь личность. Только тогда ты можешь считать себя учителем. Уважительно нужно относиться не только к детям, но и к их родителям. И если тебе доверяют обучение своих детей бывшие ученики, которые уже стали бабушками и дедушками, то ты настоящий педагог.
Честность, это ваша заповедь номер один. Что помогает вам сохранять это качество много лет?
Никогда не добиваться успехов чужими руками, не присваивать себе чужие заслуги и достижения, если твоя помощь нужна людям, делать это без всякой корысти и радоваться успехам других. Отдавать свою душу и сердце и не ждать ответных поступков. Так и в библии: не оскудеет рука дающего!
А с чего начинали в 1992-ом, как подступились к осуществлению своей мечты?
Без помощи покойной Жанны Минасовны Гаспарян, которая тогда возглавляла наш районный отдел народного образования, а также Любови Петровны Кезиной, председателя московского Департамента образования, это было бы попросту невозможно. Их поддержка и понимание открыли мне дорогу, и наша школа состоялась, а в 1996-м получила статус школы с этнокультурным корейским компонентом. С 2000 года наши дети изучают корейский язык по учебникам, которые разработаны и изданы мною специально для учащихся 1-11 классов нашей школы, но в них нет ни одного русского слова. Методика получила огромный резонанс более чем в 46 странах, в том числе в Европе и Америке, многие хотят использовать наш опыт.
Известно, что первые годы были нелегкими, что придавало Вам силы, веру в осуществление задуманного?
Больше всего помогал, наверное, тот заряд патриотизма, который я получила от родителей. Сколько себя помню, они мечтали попасть на историческую родину, хотя бы во сне ее увидеть, а потом спокойно умереть. Эти слова запали в душу. Когда я была председателем женсовета, многие говорили о том, что хотят изучать корейский язык. Это меня как педагога тоже подтолкнуло к созданию и открытию школы.
Патриотизм наш особый. Мы же носители русской культуры, родились и выросли здесь, а облик и кровь – корейские. Вот и возникает чувство какого-то стыда оттого, что утрачены корни. Когда открылись границы, корейцы стали приезжать в Россию, в Москву. Разговаривать и общаться с ними приходилось только через русского переводчика, было очень тяжело и стыдно. Теперь же я свободно владею корейским языком и, посещая историческую родину, легко общаюсь с людьми на любые темы.
Что больше всего радует сегодня?
Радует, что уже многие годы все наши выпускники поступают в вузы, находят свою дорогу, что мы даем не только знания, но и учим быть Человеком с большой буквы. Я часто вижу своих повзрослевших учеников и счастлива, что они не теряют связи друг с другом. Еще радует, что родители – наши единомышленники и что есть такие люди, частные лица, которые всегда готовы безвозмездно помочь школе.
Подготовила Надежда Васюченко
Медиагруппа «Российские корейцы»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.