Может ли женщина стать лидером Кореи? Вполне.
В феврале 2013 года Пак Гын Хе — дочь южнокорейского президента — диктатора Пак Чжон Хи возглавила страну. Цифра 13 оказалась в ее судьбе роковой, и она с позором завершила свою политическую карьеру. После импичмента в марте 2017 года, ареста и суда в апреле 2018 года она была приговорена судом первой инстанции к 25 годам тюремного заключения и штрафу в размере 20 млрд. вон. Летом текущего года суд пересмотрел решение и приговорил ее к 15 годам тюрьмы за взяточничество и 5 лет за злоупотребление властью. Кроме того, ее обязали выплатить штраф эквивалентный 15 млн. долларам. Вот такой печальный опыт с женщиной во главе Южной Кореи.
А в последнее время много шумят о возможном приходе к власти в Северной Корее другой женщины –Ким Ё Чжон – родной младшей сестры Ким Чен Ына.
При всех различиях между Пак Гын Хе и Ким Ё Чжон их объединяет по крайней мере три схожих обстоятельства: во-первых, обе они женщины; во-вторых, обе происходят из семьи прежних правителей своих стран; в-третьих, обе они дочери корейского народа, сохранившего как на Юге, так и на Севере патриархальность в обществе, главенство мужчины в семье и принципы конфуцианства в отношениях между людьми. Исходя из этого, возможность смены лидерства в Северной Корее и перехода полноты власти от брата к сестре остается в разряде весьма гипотетических.
Весь «сыр-бор» в СМИ и около-экспертных кругах разгорелся несколько месяцев назад в связи с внезапным исчезновением Ким Чен Ына, не появлявшегося на публике даже в такие знаменательные дни как годовщина смерти своего отца, а также в связи с передачей северокорейским лидером части своих полномочий и контроля над стратегически важными сферами внутренней и внешней политики своей кровной сестре.
Кто Вы, мисс Ким Ё Чжон?
Северная Корея одна из самых закрытых стран мира и практически все сведения, касающиеся членов семьи Кимов либо «подправлены» в нужную сторону, либо фальсифицированы, либо засекречены. Поэтому данные о дате рождения противоречивы. По американским источникам она родилась 26 сентября 1989 года, по южнокорейским — в 1987 году. В некоторых публикациях годом рождения указывается 1988.
Известно, что она седьмой — младший ребёнок и единственная дочь Ким Чен Ира и младшая сестра Ким Чен Ына, с которым она несколько лет училась в государственной школе Либефельд-Штейнхёлцли (Liebefeld-Steinhölzli) в Берне. Разумеется, под вымышленными именами. Именно совместная учеба в школе и жизнь в Швейцарии сблизили брата и сестру и способствовали возникновению доверительных отношений.
После возвращения в Пхеньян она училась в Военном университете им. Ким Ир Сена, а также изучала информатику в Университете Ким Ир Сена. Так же как ее брат Ким Ё Чжон рано начала интересоваться политикой и взращивать в себе качества целеустремленной, аналитически мыслящей девушки с явными лидерскими чертами характера.
Сведения о начальном этапе ее политической карьеры весьма скудны. Первая публичная фотография появилась в 2011 году в связи с похоронами ее отца. Известно, что она приняла активное участие в передаче власти Ким Чен Ыну. Ей отводилась руководящая роль в создании образа нового молодого лидера страны, достойного внука великого вождя Ким Ир Сена. Поразительное внешней сходство первого и третьего Кимов специально подчеркивались прической, одеждой, манерой говорить и двигаться. Этим самым акцент в родственных отношениях сместился от линии «отец-сын», к линии «внук-дед». Не для красного словца британская пресса назвала Ким Ё Чжон северокорейской «королевой пиара».
«Она формирует имидж брата и, соответственно, управляет формированием образа своей страны в масс-медиа». Служба новостей BBC
В 2017 году Ким Ё Чжон стала членом Политбюро Трудовой партии Кореи, то есть вошла в высший эшелон северокорейской партийно-государственной номенклатуры, однако оставалась при этом неизвестной мировой общественности, а имя ее было на слуху разве что у спецслужб Южной Кореи и США да среди узкого круга ученых и журналистов – экспертов по Северной Корее. А имя ее брата — Ким Чен Ына не сходило с мировых таблоидов и по узнаваемости он опередил многих superstars.
Мировая аудитория впервые рассмотрела ее в 2018 году, когда она во главе делегации КНДР приняла участие в открытии зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане, оказавшись первой из клана Кимов, кто побывал южнее 38-ой параллели.
Затем Ким Ё Чжон стала довольно узнаваемой. Находясь рядом со своим братом на саммитах с Дональдом Трампом, она постоянно оказывалась с ним в кадрах фотохроники. Поэтому вскоре простые обыватели по всей планете стали знать ее в лицо и привыкать к мысли, что у молодого северокорейского лидера есть родная сестра, возможная человек №2 в стране.
Весной 2020 года по миру поползли слухи, что с Ким Чен Ыном происходит неладное. Новости сыпались как из рога изобилия, от откровенно фейковых, до нелепых по абсурдности и похожих на действительные. На самом деле он по непонятным причинам отрезал контакты с внешним миром и «самоизолировался». В этой ситуации Ким Ё Чжон стала очень заметной фигурой, ибо она превратилась из высокопоставленный «сестры-соратницы» в человека со статусом номер 2 в стране. Теперь она была не просто исполнительницей воли своего брата, но и руководителем, выступающим с политическими заявлениями и принимающим решения во внутренней и внешней политике государства.
В ответ последовали спекуляции и псевдо-прогнозы о возможно скорой смене власти, когда взамен безвременно усопшему или оказавшемуся недееспособным Ким Чен Ыну к руководству Северной Кореи впервые придет женщина. Разумеется, из клана Кимов.
«Быть женщиной — это не проблема для того, чтобы управлять Северной Кореей». Андрей Ланьков
Южнокорейский исследователь Ко Мён Хун считает маловероятной возможность перехода власти в КНДР к человеку, не принадлежащему к правящей династии Кимов. Поэтому, допуская в случая летального исхода Ким Чен Ына переход власти к Ким Ё Чжон, он все же склоняется к мысли, что наиболее вероятным кандидатом на роль лидера страны станет Ким Чен Чхоль — родной старший брат Ким Чен Ына. По конфуцианским канонам именно старший сын должен был унаследовать от отца династийную власть, но он уступил ее своему младшему брату по той простой причине, что власть и руководство государством его не интересовали. Он решил прожить свою жизнь по-своему и в последующем оставался далеким от политики и управления страной.
Шансы, что военно-политическая элита Северной Кореи поднимет его на «белой кошме» и усадит на «ханский трон» минимальны.
Следовательно, все разговоры о вероятном, вынужденном в форс-мажорных обстоятельствах транзите власти в Северной Корее возвращаются к фигуре Ким Ё Чжон. Эксперты и аналитики уже думают над сценариями, как будет развиваться ситуация в КНДР и Корейском полуострове после ее прихода к власти в стране, как изменится внутренняя и внешняя политика нового северокорейского лидера. Есть даже предположения, что, сменив у власти брата, она не сможет удержать ее в своих руках и т.д. и т.п.
Но мне все это напоминает гадание на кофейной гуще. Сам я думаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями возвращения Ким Чен Ына к своим обязанностям лидера нации и страны.
Доктор исторических наук, профессор КИМ Герман Николаевич, Директор Института азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби