Чем отличаются «казахи» от «узбеков»?

Posted by

Доктор исторических наук, профессор Герман Ким, директор Института азиатских исследований Казахского Национального университета им. аль-Фараби 

Внимательный читатель заметит кавычки и поймет, что речь пойдет не о автохтонных и титульных нациях двух самых крупных по площади и численности населения стран Центральной Азии. 

О самобытности культуры, разнице в хозяйственно-культурном типе, отличиях в менталитете, обрядах и обычаях кочевых казахов и оседлых узбеков написано и опубликовано множество книг, статей, эту тему обсуждают журналисты, ученые и простые обыватели.  Но практически нет ни одной серьезной публикации ни в печатных СМИ, ни в интернет-изданиях, ни тем более в академической литературе о сходстве и различиях между корейцев в Казахстане и в Узбекистане, которые спустя десятилетие после развала Советского Союза и парада суверенитетов независимых государств стали именовать друг друга «казахами» и «узбеками».  

В недавнем прошлом мы называли себя и нас именовали одним этнонимом – советские корейцы. Мы были скованы одной цепью,  как поется в легендарной песне рок-группы «Наутилус Помпилиус», ставшей символом горбачевской перестройки. Все любили эту песню, но при этом каждый воспринимал ее по-своему, не вдаваясь в смысл текста, а стоило вчитаться:

Круговая порука мажет как копоть,

Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,

Я ищу глаза, а чувствую взгляд

Где выше голов находится зад

За красным восходом розовый закат.

****

Скованные одной, цепью связанные одной,

Цепью, скованные одной цепью, связанные одной….

Кажется, именно о нас, советских корейцах слова первого куплета и припева. Мы, скованные одной цепью, при кажущейся сплоченности в глазах посторонних, оставались разобщенными вглубь и рассеянными вширь. Депортация, как ни странно, объединила корейцев общим клеймом «шпионов и предателей», а обвинительная статья, появившаяся в газете «Правда» обмазала всех корейцев одной «копотью». 

В молодости я не раз задумывался о том, почему мои соплеменники, протягивая руку, в ответ получали не ладонь, а «локоть», а вместо понимающих глаз – «оценивающий взгляд»?  Позже, будучи в зрелом возрасте, понимая в чем причины, говорил себе: не говори, не пиши, не позорь свой народ… Теперь, когда жизненный опыт, а не знания позволяют увидеть скрытое от глаз, когда слышишь столько нелицеприятного о самих себе, когда постоянно вопросы почему-да-как?, пришла пора поговорить о неудобной и больной теме.   

Начну с хорошо известного. Большевики в своих лозунгах призвали пролетариев всех стран объединиться, чтобы установить мировой коммунизм, в котором все люди будут равны независимо от расы, национальности, пола. Но сначала должен был победить социализм в отдельно взятой стране – Советском Союзе, а в нем следовало уравнять все народы, стереть грани между городом и селом, обеспечить равноправие женщин, обучить всех грамоте и русскому языку. Великая уравниловка должна была привести к выведению советского человека – homo soveticus и формированию единого советского народа.

Такая перспектива стала основой единства корейцев, призванных стать частью советского народа. История советских корейцев прошла в общем русле истории страны, они прошли все этапа развития советского общества, теряя по ходу различия между собой и все более обретая общие черты. Судьба корейцев в этом смысле была схожа с судьбой всех этнических групп в Советском Союзе, лишенных национально-автономного образования.

Ученые считают, что формирование наций у казахов, узбеков и других народов произошло именно в советскую эпоху, когда все племена и рода сковывали в один народ.  Казалось, это почти удалось, но даже тогда, когда все граждане Советского Союза имели единый  «Серпастый и молоткастый», в нем оставалась пятая графа – национальность. Хотя в ней была запись – казах или узбек, каждый помнил свою родоплеменную принадлежность. Меня поразило, когда на Всемирном тюркском форуме в Стамбуле выходцы из Казахстана, на мой вопрос: Are you Kazakh? отвечали: «No, I’m kypchak» или “No, I’m argyn!”

Советские корейцы, имели одну общую страну происхождения — Корею под названием – Чосон.  Хотя подавляющее большинство переселенцев-корейцев в российское Приморье являлись уроженцами провинции Северной Хамген, остальная часть состояла из выходцев всех регионов Корейского полуострова.

В 1920-30 годы все корейцы, проживавшие на Дальнем востоке, прошли общую школу советизации, через систему ликбеза (ликвидации безграмотности), школьного образования, идеологической пропаганды, изучения русского языка и т.д.

2.jpg

Экономика Кореи веками покоилась на крестьянских хозяйствах и с таким укладом и духом мелкого индивидуального агрария, переселенцы жили в дореволюционном Приморье. 1929 году, как известно, Сталин объявил годом «великого перелома» и крестьян стали сгонять в коммуны и артели.

«Корейский Посьетский район был объявлен районом сплошной коллективизации. Директивная и насильственная коллективизация корейского населения повлияла на ускоренное формирование духа единства.  Единение корейцев происходило как реакция на принудительные меры, как ответ на несправедливое землеустройство корейских колхозов и великодержавный шовинизм. 

Вера в коммунизм должна была заменить все религии, поэтому церковь в Советском Союзе была отделена от государства, а религия от школьного образования. К началу большевистской власти корейцы на Дальнем Востоке отличались многобожием, так как часть из них исповедовала буддизм, другая — практиковала шаманство, появились также православные. Разные вероисповедания, как известно, разделяют людей, поэтому «воинствующий атеизм» 1920-30-х годов уравнял корейцев в едином безбожии. Понятно, что часть людей «зарыла своих идолов» до лучших дней и втайне молилась своим богам. Материалы переписи 1937 г. убедительно показала картину религиозности населения Советского Союза, что насторожила Сталина и гайки насаждения атеизма закрутили с максимальной силой.

Депортация корейцев 1937 года, безусловно, носила преступный, противозаконный и антигуманный характер. О ней уже много что написано и сказано, но, при этом упущена одна немаловажная деталь, а именно об ее воздействии на укрепление единства советских корейцев, ведь она была осуществлена именно по этническому признаку. Единокровность, а не социальное происхождение, вероисповедание или гражданство стало основным критерием этнической депортации. На всех корейцев поставили одно клеймо, которое единило их не только перед сталинским режимом, но среди самих депортированных. Впрямь в горе и трагедии народ един. 

В цепях, которыми сковывала Москва всех людей в единый «советский народ» важный ряд занимала единая по социалистическому содержанию советская культура, которой позволили иметь национальную форму. Поэтому, при всей видимом многообразии советской культуры она была монолитной и единой. К примеру, репертуар всех национальных театров должен был содержать пьесы русских, советских и зарубежных классиков, отражать в лучшем виде советскую действительность, критиковать «загнивающий капитализм» и восхвалять успехи «братских стран социализма». Как следствие такой политики советских корейцев отличало от всех других зарубежных корейцев более высокий уровень культуры со знанием мировой литературы и искусства. 

Объединительную силу Великой отечественной войны испытали в полной мере свидетели тех тяжелых лет, но она хорошо известна и современникам. Хотя корейцев не брали на фронт, они все самоотверженно трудились во имя победы над общим врагом. Отказ в мобилизации на фронт, освобождение от призыва в советскую армию, с одной стороны отличало советских корейцев в глазах других, но равняло их в свое среде, так как эти меры касались всех корейских мужчин. 

3.jpg

Нельзя не упомянуть также объединительную роль «кобончжи»,  ведь все советские корейцы знали, что это такое, а большая часть хоть однажды ползала по луковым грядкам на арендованных родителями или родственниками полях. Мое определение, данное феномену трудовой практики советских корейцев, звучит следующим образом: «кобончжи» — специфическое, присущее именно советским корейцам полулегальное занятие овощеводством и бахчеводством, основанное на групповом арендном подряде земли, руководимое лидером–бригадиром и связанное с сезонными  территориальными миграциями». Именно в бригадах кобончжи в 1960-80 годах происходило живое и постоянное общение между корейцами, после того как они оставили колхозный труд. В полевых бригадах сезонников в обиходе звучал корейский язык, готовилась традиционная пища, сохранялась этническая специфика отношений между ее членами.

Советских корейцев объединяла общая история, советская политика, направленная на формирование «советского народа», общая русскоязычность, объединяющие очаги этнической культуры и национального языка такие как Корейский театр, колесивший по всему Советскому Союзу, межреспубликанская корейская газета «Ленин кичи». Нас единил общий этноним и самоназвание – коре сарам, наши короткие фамилии, наша общая русскоязычность и единый для всех «молоткастый и серпастый» паспорт гражданина великой страны – СССР.

Выстраданное нашими предками и нашими родителями единство, легко и стремительно рассыпается на наших глазах. Ассоциации корейцев в странах СНГ, в первую очередь России, Казахстана и Узбекистана напоминают известные персонажи крыловской басни о лебеде, раке и щуке.

С обретением независимости суверенные государства постсоветского пространства оказались на перепутье и каждому их них предстояло сделать свой выбор пути с магистральной дороги, по которой они двигались в рамках Советского Союза. В контексте всех происходящих процессов в странах проживания корейским диаспорам приходилось заново адаптироваться в новых условиях жизни. Образно говоря, корейцы, так же как и многие другие этносы оказались в каком-то смысле иммигрантами в новых nation-state, т.е. национальных (суверенных) государствах.

Постсоветским этническим меньшинствам, в том числе и корейцам, предстояло выбрать стратегии своего будущего, которые миграции и места жительства; трудовой и профессиональной деятельности; институализации диаспорных общин; определения национальной и этнодиаспорной идентичности; связей с исторической родиной и т.д. В выборе стратегий, методов достижения целей и решения возникших задач у корейцев России, Казахстана и Узбекистана проявились разные подходы. Это послужило основанием начавшихся дивергентных процессов (расхождений) в некогда единой среде «советских корейцев» — «коре сарам». 

4.jpg
Создание Ассоциации корё-сарам в Республике Корея. 2018 г.
5.jpg
Конец 90-х годов XX столетия. Первые сахалинские репатрианты начали возвращаться на историческую Родину.

Отметим, что в русскоязычном дискурсе проявились два диаметрально противоположных концепта.

Первый – о формировании корейской мета-нации, которая вберет в себя всех корейцев планеты. Все корейцы, проживающие за пределами Корейского полуострова, составляют корейскую диаспору в единственном числе.

Второй концепт аргументирует, что идея единого мирового сообщества – фикция и утопия, и зарубежные корейцы никогда не сольются с корейским народом, даже в случае объединения Севера и Юга. Более того, согласно этому концепту произойдет окончательное раздробление некогда единых советских корейцев (коре сарам) в отдельные корейские диаспоры Казахстана, Узбекистана, России и т.д. 

При этом не исключается возможность механического исчезновения диаспоры, как имеет место с корейцами Таджикистана, где из более чем 11 тыс. советских корейцев осталось лишь несколько сотен, причем эмиграция молодых корейцев нарастает с каждым месяцем.

Редакция РК приглашает читателей к обсуждению темы, обозначенной в заголовке и ждет комментарии и мнения читателей о трех «П»: причинах, природе и последствиях различий и сходства современных «казахов» и «узбеков» — этнических корейцев двух конкурирующих между собой стран Центральной Азии. 

Обратная связь:

E-MAIL: gazeta-rk@mail.ru

МОБ: +7 (702) 987 86 10

SKYPE: german.kim      

Если будете писать, пожалуйста, укажите своё имя, возраст и место проживания

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: