У ярославского поэта Юрия Сима сегодня день рождения, который он отметил коротким семистишием.
Один из восьми миллиардов? —
«В единственном экземпляре!».
Но вот разобраться бы надо,
Зачем я на этом шаре?
Все семьдесят восемь лет —
Для вечности только момент…
Ответа — в принципе — нет.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
В 2007 году Юрий Сим стал одним из лауреатов конкурса Стихи.ру на лучшее эссе по мотивам стихотворения великого русского поэта Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Оно заслуживает того, чтобы обнародовать его.
![](https://gazeta-rk.ru/wp-content/uploads/2023/07/evgeniy-evtushenko-300x171.jpg)
«Под любое явление должна быть подведена «философская база»… Жизнь даётся всему живому на то, чтобы выживать (её естественный смысл) и приходится доказывать, что ты, либо лучше других (собратьев) это делаешь, либо, по крайней мере, не хуже. Главный приз при этом — продолжение жизни. А случится смерть — рефлексия её не регистрирует. Её, смерти, — не существует. Человек же, наделённый развитой рефлексией, переходящей в сознание, способен задаваться вопросом, кто я, что я в этом мире, и для него смерть (при жизни) — как «продолжение следует»… Не только в потомстве, но и… более лично, пусть и не материально…
Литературное произведение — со-бытие места, времени, и творчества, суб-продукт эпохи (ибо продуктом является сам автор).
Кто и как «лепил» Евтушенко до «снегов»? Россия с 1933 по 1964 годы. Самые яркие вехи в истории страны, ставшие глобальными: победа во Второй мировой войне, полёт Гагарина в космос! Народ (в массе) всерьёз не вникал в такую абстракцию, как «коммунизм» (идеологию партии), но гордился реальной мощью родины. А противостояла нам всегда и во всём Америка! Две главные державы мира даже были из-за этого в шаге от Третьей мировой войны. Но США вызывали определённый интерес к себе. Они навязывали нам свой образ демократии, при которой, например, личность и государство были равными субъектами права: в суде возможно было дело «Джон Доу против Соединённых Штатов Америки!». У нас же, при нашей демократии, увы, в памяти ещё живы были суды-«тройки» 1937 года. В философском же осмыслении получалось вот что: американская модель демократии в логическом развитии мыслит культ личности, при котором и вселенная, со всей атрибутикой, -всего лишь ЧАСТЬ человеческого самосознания! Наша же модель (опять-таки мысля логически-последовательно) — благодаря «культу над личностью», низводит любое самоосознание до «червя». Это были полюса противоположных идеологий. И, несмотря на «железный занавес», в наших головах происходила сшибка этих контр-определений в контексте социума. Быть может, стихотворение «Идут белые снеги!» и было попыткой ответить (возможно, не только себе) на «вопрос вопросов»: «Кто я, что я в этом мире?». Евтушенко в 60-ые годы прошлого века был одним из самых популярных поэтов новой волны… Его сборники стихов (стотысячными тиражами) расхватывались с книжных прилавков в считанные часы. Это благодаря и его усилиям поэзия вернулась в нашу жизнь и стала одной из культурных доминант того времени. В юности у Евтушенко, по его признанию, кумиром был Маяковский. Поэтому не удивительно, что молодой Евтушенко и в стихосложении пытался новаторствовать (использовал корневую рифму, что расширило творческие возможности поэта), и к читателю (больше — к слушателю) обращался «по-маяковски».
Вот такими были место, время и автор в момент создания стихотворения «Идут белые снеги». И в нём (в стихотворении) отразилось всё вышепоименованное. Стихотворение на тот момент (в 1965 году), казалось (и было) глубоко личным, а присутствовавшая патетика звучала очень естественно, с любовью и уважением к русским реалиям. Автор как бы вопрошал, обращаясь к СЕБЕ, а так ли это (философская составляющая произведения)? И, обращаясь уже к читателю, убеждал его (и себя заодно)- да, это так, главная ценность его и любого русского человека — Россия. С тех пор прошло много десятилетий. Но это стихотворение и сегодня (а сегодня, возможно, тем более!) актуально. (Хотя многие стихи на «злобу дня» моментально устаревают. Такие есть и у Евтушенко.)
Что касается анализа поэтического мастерства, то ключевыми строчками произведения являются первая:
«Идут белые снеги»
и последние:
«если будет Россия,
значит, буду и я».
Первая — невероятно поэтична! Это физическая картина России во времени, а не банальная картина реального момента в России: «Идёт снег…». Остальные строчки предсказуемы и вполне в ладах с художественной логикой произведения. Опять-таки, фирменные корневые рифмы делают стихи узнаваемыми, евтушенковскими!».
![](https://gazeta-rk.ru/wp-content/uploads/2023/07/evtush-300x200.jpg)
Идут белые снеги, как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали,
словно белые снеги, идут в небо с земли.
Идут белые снеги… И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду.
Я не верую в чудо, я не снег, не звезда,
и я больше не буду никогда, никогда.
И я думаю, грешный, ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной больше жизни любил?
А любил я Россию всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе и когда подо льдом,
дух ее пятистенок, дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку и ее стариков.
Если было несладко, я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно, для России я жил.
И надеждою маюсь, (полный тайных тревог),
что хоть малую малость я России помог.
Пусть она позабудет, про меня без труда,
только пусть она будет, навсегда, навсегда.
Идут белые снеги, как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы,
и мои, и чужие заметая следы.
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя:
если будет Россия, значит, буду и я.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.