И дольше века длится жизнь

Posted by

Даже врачи, даже ученые затрудняются сказать, почему одному человеку отпущен долгий век, а другому – не очень. Одни ссылаются на гены, вторые – на благоприятную природную среду и естественные продукты, третьи – на регулярные занятия спортом, правильный образ жизни и т.д. А иные и вовсе перекладывают вопросы долголетия на судьбу, мол, что предначертано ею, то и сбудется. Почти исламский фатализм.  

103-летняя жительница поселка  Кучлук Уртачирчикского района1 Любовь Ким не выбирала среду обитания – родилась, жила и работала там, куда судьба, отнюдь не благосклонная к ней, бросала ее. Родители, будто вопреки пословице «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», поселились в приморском Ольгинском районе, который по своим условиям в советские времена был приравнен к районам Крайнего Севера. В 1933 году здесь проживало 37 тыс. человек, а в 2023 году — 7,5 тыс. Все прошедшие девяносто лет жители «голосовали» ногами — отнюдь не в пользу этого региона.

Осенью 1937 года поезд привез Любу с родителями, сестрами и братьями на казахстанскую станцию Бурное (ныне село Бауржан Момышулы). Первое время ютились в каком-то обветшалом строении, жили впроголодь, и с работой было тяжело, а потому через несколько лет семья перебралась в Узбекистан, в колхоз «Правда» Ташкентской области. Но и здесь Люба долго не задержалась.

В 1943 году она вышла замуж за горного инженера Ю Сен Чера и отправилась за ним в долгое путешествие в поисках «земли обетованной». Были рудники Красногорска и Бурчмуллы, угольные копи Ангрена, пока, наконец, не приехали в поселок Кучлук, который, как оказалось, стал для Ю Сен Чера родиной для его многочисленного потомства.

Да, несмотря на невероятно трудные военные и послевоенные годы, на отсутствие собственного жилья, извечную нехватку денег, семья прирастала новыми членами. Правда, первая дочь, Валя, из-за болезни умерла в трехлетнем возрасте. Любовь Сергеевна до сих пор не может без слез вспоминать потерю своей дочурки.  Потом родились дочь Лена, сын Виктор, а вскоре еще дочери – Галя и Тоня.

В Кучлуке Ю Сен Чер учительствовал в школе, преподавал математику местным ребятишкам  – с его образованием он был желанным специалистом на селе. Люба же больше занималась своими детьми и домашним хозяйством.

Вот эти занятия и заменяли  Любе спорт и правильный образ жизни. Каждодневные хлопоты с детьми, готовка пищи для многочисленного семейства, уход за домашней живностью и огородом. В свое время семья обзавелась парником для выращивания огурцы. Люба рано утром, набрав в коробки три десятка килограммов овощей, спешила на дорогу и, если повезет, садилась на автобус, который в те времена ходил очень редко, а если нет, то шла по дороге, пока не подберет ее какой-нибудь грузовик. Добиралась до Куйлюкского рынка в Ташкенте и, протискиваясь между таких же сельских тружениц, как и она, находила место для торговли огурцами. Потом, опять-таки нагруженная уже покупками, сделанными на вырученные деньги,  возвращалась домой, где ее ожидала целая орава проголодавшихся детишек и живности. Немного полегчало, когда ей стали помогать подросшие дети.

Этот марафон повторялся изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Может, потому Любовь Сергеевна сохраняла хорошее физическое состояние до преклонного возраста.

— Даже в восемьдесят-девяносто лет мама каждое утро чапала2 в огороде, — говорит невестка Лариса Михайловна Пан, — разрыхляла почву, освобождала ее от сорняков.

Да и сейчас Любовь Сергеевна не выглядит сморщенной, одряхлевшей старушкой. В свои сто три года она сохранила и осанку, и ясный ум, хотя временами, отвечая на тот или иной вопрос, замолкала, пытаясь вспомнить события давно ушедших дней.

Что касается рациона питания долгожительницы, то и здесь есть над чем задуматься.

— Наша мама никогда не соблюдала и не соблюдает диету, — продолжает Лариса Михайловна, которая живет со свекровью под одной крышей более четырех с половиной десятилетий. – Кушает то, что мы кушаем. Но корейские блюда, как это ни странным покажется, не очень жалует. Больше предпочитает русские и узбекские блюда, в особенности плов.

Что удивительно, за время беседы она не произнесла ни одного слова, ни одной фразы на корейском,  привычном для ее поколения языке. Зато русский в ее устах звучит весьма правильно, практически без акцента. На это, по всему видать, наложили отпечаток обстоятельства, которые складывались вокруг нее всю последующую после рождения жизнь.

В детстве Люба училась в русской семилетней школе, хотя в Ольгинском  районе было немало корейцев. В книге Ким Сын Хва «Очерки истории советских корейцев» упоминается о деятельности в Ольгинском уезде в годы гражданской войны корейского рабоче-крестьянского союза и партизанского отряда Лим Хан Дюна, в котором насчитывалось 250 корейцев.

На казахстанской станции Бурное девушка окончила русскоязычную среднюю школу. И потом, будучи женой горного инженера, ее жизнь проходила в основном в русскоязычной среде. Затем была жизнь в Кучлуке, но и там, хотя и был корейский колхоз, а в школе преподавали корейский язык, и дети, и внуки общались с ней на русском.Любовь Сергеевна сидит в кресле в своем дворе и пристально разглядывает гостя, который разбередил ее давно зарубцевавшиеся душевные раны.

— Зачем все это, кому интересна моя жизнь? – без всякого кокетства отмахивается она.

— Как зачем? – убеждает Виктор Васильевич Ю, сын Любови Сергеевны и муж Ларисы Михайловны. – Люди тоже хотят жить долго, как вы, и им интересно знать, есть ли у вас какие-то секреты долголетия.

— Секреты в том, что мы, ее дети и внуки, хорошие! – с улыбкой пошутила невестка.

Старая женщина не расслышала эту реплику – с возрастом у нее проблемы со слухом, и в качестве «слухового аппарата» в нашей беседе выступал Виктор. Но ответ Любови Сергеевны был по существу идентичен этой реплике.

— Секрет долголетия? Он в детях, внуках, правнуках. Их у меня много, а, значит, и радости много. А радость продлевает жизнь. Так что рожайте, плодитесь, на радость себе, на радость родителям, дедушкам и бабушкам.

Двое ее детей получили высшее образование в Ташкенте — дочь Елена (медицинский институт) и сын Виктор (автодорожный институт).  Остальные две дочери – в Москве. Галина окончила инженерно-строительный, а Антонина – институт инженеров транспорта. У долгожительницы десять внуков и двадцать один правнук, а, скоро, возможно, появятся и праправнуки. Так что у Любови Сергеевны поводы радоваться есть, и они множатся с каждым годом. Значит, есть и стимул жить дальше и дольше.

1 Махалля — узбекский квартал, форма общины, орган местного самоуправления;

Кучлук – также одноименная железнодорожная станция; Уртачирчикский – один из районов Ташкентской области, расположенных в бассейне реки Чирчик, административный центр (с 2017 года) – городской поселок Карасу.

2 Чапать – от узбекского «чопиш» – копать, вскапывать землю

Пак (девичья Ю) Антонина Васильевна. Родилась 15 мая 1960 года станция Кучлук, училась в школе 17 с 1967-1977 гг, окончила с золотой медалью, институт МИИТ 1977-1984 гг. — с красным дипломом.

Брутт Ким, главный редактор газеты «Коре синмун»

Ташкент, 24 июня 2023

 

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: