Эдуард Феликсович КИМ окончил Иркутский гос. медицинский университет в 1995 г. Доктор медицинских наук. С 2018 г. профессор РАН. С 1997 г. хирург отделения неотложной хирургии областной клинической больницы Иркутска. С 1999 — в Российском научном центре хирургии им. академика Б.В. Петровского. С 2008 г. заведующий отделением трансплантации печени в РНЦХ им. академика Б.В. Петровского. С 2009 по 2014 год лектор по курсу «клиническая трансплантология» на каф. госпитальной хирургии №1 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В 2014-2015 гг. руководитель хирургической клиникой EMC. Последнее назначение – зам. главного врача по хирургии Московской городской онкологической больницы №62.
Человек-легенда в медицинских кругах, невероятно работоспособный, добрый ангел-спаситель для многих людей, настоящий друг, готовый протянуть руку помощи, невероятно скромный, с невозмутимым чувством юмора, самый обаятельный и весьма привлекательны. И это всё сошлось в одном человеке – герое праздничного интервью для «РК» Эдуарде Киме.
— Эдуард Феликсович, актуальный вопрос. Ваше мнение о насущной проблеме пандемии?
COVID-19 и другие опасные для здоровья вирусные инфекции требуют повышенного гигиенического контроля, и этот образ жизни должен стать обыденностью для всех нас. Постоянные изменения климата как следствие воздействия человека на природу во всех слоях биосферы могут привести к еще большей эволюции микроорганизмов. И мы должны быть к этому готовы психологически и организационно. Особенно важно приучить к этому наших детей и подготовить их к реалиям нашей жизни.
— Звучит философски. Тем не менее, как доктор, для которого в обыденной жизни быть на передовой является вполне привычным, как Вы приняли вызов, брошенный пандемией?
В Московской городской больнице, где я работаю, лечение больных с опухолями различной локализации не останавливалось ни на минуту во время пандемии. Мы работаем в обычном режиме, но, конечно, ужесточили правила личной и социальной гигиены, частично ограничили посещение больных родственниками, ввели специальные диагностические тесты, которые нам предоставила мэрия Москвы.
— А как в этих сложных обстоятельствах проявили себя люди в Вашем окружении?
Отдельно хочется отметить, что невзгоды сплотили наш коллектив; мы стали дружнее, отзывчивее и внимательней друг к другу, а значит еще сильнее. Я вижу, что у многих сегодня появилась возможность найти у себя и у других людей скрытые резервы чего-то необыкновенно хорошего и доброго, которое проявилось именно в период всеобщей угрозы.
— Что-то необыкновенно хорошее повлияло на Ваше решение стать врачом, именно детским доктором?
Мечта стать врачом-хирургом возникла у меня с раннего детства. Наверное, после того, как сам оказался в роли пациента. Меня поразили доброта и благожелательность детского хирурга, который лечил меня от травмы. Его фамилия была тоже Ким, и он всю операцию (она была под местной анестезией) подтрунивал надо мной и пытался меня утешить на корейском языке. Это было в далеком казахстанском городе Кызылорде, где жили мои бабушка и дедушка. Став взрослым, я часто вспоминаю с глубокой благодарностью этого врача и надеюсь, что его судьба сложилась счастливо и успешно.
— Что Вам нравится в Вашей профессии больше всего?
Мне нравится то, что у меня есть возможность помочь больному человеку избавиться от недуга и боли. А когда волею судьбы его удаётся излечить, то чувствуешь себя по-настоящему счастливым.
— А что до сих пор является самым сложным для Вас?
В профессии врача самое сложное — это бессилие когда болезнь зашла слишком далеко и помочь уже невозможно. Практически всегда чрезвычайно сложно сообщить об этом пациенту и его близким. Ещё более драматичный момент наступает тогда, когда надо сообщить родственникам пациента о его смерти. В эти минуты всегда думаешь, что эта сторона жизни хирурга сродни хронической неизлечимой боли, от которой нет лекарств. Недавно заметил, что со временем оперировать становится все сложней, осознание давящей на тебя ответственности за жизнь другого человека становится доминирующей и даже иногда мешает в работе.
— В Вашей практике бывали случаи, когда казалось бы неизлечимый больной вдруг выздоравливал? Чем бы Вы это объяснили?
Да и таких случаев было немало. Но наиболее ярко мне запомнился маленький мальчик Э. из Краснодара, которого привезли в клинику в крайне тяжелом состоянии, практически умирающим. Уже в приемном покое у него внезапно остановилось сердце в результате критических изменений в организме из-за цирроза печени. После успешной реанимации нас ждали непростые будни: недуг маленького мальчика был врожденным и каждый день подготовки к операции был настоящим профессиональным экзаменом для всей команды педиатров. Для спасения ребенка его мать стала донором фрагмента печени, который пересадили мальчику взамен его непригодного для жизни органа. И, несмотря, на то, что во время хирургического вмешательства у него ещё раз остановилось сердце, все закончилось благополучно. С тех пор минуло 10 лет, и наш Э. лучший ученик в классе! Он не просто не отстает в развитии, а превосходит многих своих сверстников в спорте и учебе. Так что все в руках Провидения, а мы, живущие на земле, должны исполнять свой профессиональный долг до конца. Жертвенная и чистая любовь матери к своему ребенку спасла его и дала вторую жизнь. А я со своей командой счастлив по сей день, что мы были причастны к этому чуду.
— Как Вам, успешному, востребованному доктору, все-таки удается отдохнуть при таком графике? Смотрите ли Вы дорамы?
Так получилось, что я вырос в семье, где все — от мала до велика — являются традиционными корейскими трудоголиками. Поэтому лучший отдых — это общение с родными и близкими, чтение и музыка. Телевидение и модные сейчас дорамы я практически не смотрю, потому что моя жизнь зачастую бывает гораздо насыщенней, чем мир вымышленный, извините за такое сравнение и нескромность.
Как и у всех врачей хронически не хватает времени, а я хочу многое успеть и сделать. В том числе передать свои знания, навыки и умения новому поколению врачей; а главное, я хочу радоваться общению со своими родителями, с семьей и близкими друзьями.
— И напоследок: дайте совет нашим читателям, как пережить этот период неопределенности и преодолеть страх перед неизвестной болезнью.
Надо строго соблюдать правила личной гигиены, правильно и вовремя питаться, ограничить свободные контакты и внимательно относиться к своему здоровью и самочувствию близких. Все продукты и товары из магазинов должны тщательно обрабатываться прежде, чем заносить их домой. Подойдут любые антисептики, вплоть до «Белизны», один колпачок которой надо развести на 4 л. воды и с помощью обычного бытового пульверизатора обработать все, что попадает извне. Домочадцев старшей возрастной группы желательно изолировать в отдельном жилье, чтоб они как можно реже соприкасались с внешним миром.
Главное, надо обязательно настроиться на оптимистический лад, обратиться к семейным традициям, классической литературе, кинематографу, лучшие образцы которых делают нашу жизнь более интересной, насыщенной и наполненной смыслом. Больше вам позитива и хорошего настроения!!!
Ирина ХА