В 1958 году состоялся первый и последний выпуск в Пхеньянской средней школе №6. В школе, созданной при посольстве СССР в 1948 году для детей советских специалистов, направленных для помощи в строительстве новой Кореи.
Выпускник филфака Ленинградского университета Хе Ик в 1946 году в составе группы из 36 человек был отправлен в Северную Корею из Москвы, через год к нему присоединилась его семья. Его сын Валерий Хе был в числе выпускников 1958 года. Он окончил МВТУ (Московское высшее техническое училище) им. Н.Э. Баумана, стал кандидатом технических наук. В 90-е годы был исполнительным директором Всесоюзной ассоциации советских корейцев (ВАСК), вице-президентом Московской ассоциации корейцев.
Спустя десятилетия Валерий Икич рассказал «РК» о том, как сложилась дальнейшая судьба выпускников.
— Валерий Икич, какое ваше самое первое впечатление о Корее?
Слишком много воды утекло, но в памяти отпечаталась картина: я и мои младшие братья едем в кузове грузовика под обстрелом пикирующего самолета, который летел так низко, что можно было разглядеть лицо летчика. Мы выпрыгнули, спрятались в кукурузном поле. Это было на пути в Харбин, куда после начала корейской войны эвакуировали семьи советских специалистов. Проучились в этой школе до наступления перемирия в 1953 году.
— Получается, ваш класс из выходцев из СССР – единственный, получивший среднее образование в Северной Корее? В чём была особенность школьной программы?
Обучение в школе велось на русском языке, но с 7-го класса ввели корейский, историю Кореи и военное дело, поэтому выпускники нашей школы в той или иной степени владели корейским языком.
Начиная с 1954 г. выпускников направляли учиться в СССР и другие страны соцлагеря. С каждым годом требования к ним для отправки за границу повышались, и когда наступил 1958, год нашего выпуска, стали отправлять только с отличными и хорошими аттестатами.
В КНДР уже начались так называемые идеологические чистки ответственных работников Трудовой партии Кореи и правительства среди специалистов, приехавших из Советского Союза. Некоторые из них были уже сняты с должностей и репрессированы, поэтому их дети-выпускники не смогли уехать, хотя получили хорошие аттестаты.
— Вам, к счастью, удалось. Кто был в вашей группе?
В Москву приехали Югай Тезей, Ким Мила, Тен Римма, Тян Галя и я. Югай Тезей поступил в Московский энергетический институт. После окончания поступил в аспирантуру Энергетического института им. Г.М. Кржижановского, там же защитил кандидатскую диссертацию. Проживает в Люберцах. Ким Мила поступила в МГУ на биофак. После окончания института уехала в Ташкент к родителям, работала в научно-исследовательском институте, стала кандидатом биологических наук, вышла замуж и уехала в американский Сент-Луис. На первых порах ей было очень трудно, так как она не знала английский, её диплом не признавали. Но шаг за шагом она преодолевала трудности, изучала язык и в конце концов, своим упорством и трудом получила достойную работу, соответствующую ее уровню. Тен Римма окончила 1-й МОЛМИ им. Сеченова, лечебный факультет. В 1973 г. вышла замуж за Габриэля из Коста-Рики и в 1997 году уехала в эту далёкую страну. Там она изучила испанский язык, сдала экзамены, подтверждающие ее диплом о медицинском образовании. Воспитала двух прекрасных дочерей, дала им отличное образование. Старшая дочь в Англии, работает дизайнером. Младшая дочь живет и работает врачом в Испании. Каждый год Римма гостит у дочерей в Англии, Испании, в Ташкенте у сестры. Часто бывает в Москве и заезжает к нам.
И наконец, Тян Галина, моя супруга. После окончания 1-ого МОЛМИ им. Сеченова получила распределение в Пироговскую больницу Мытищинского района, где проработала пятьдесят лет, стала врачом высшей категории, заслуженным врачом Российской Федерации, отличником здравоохранения, почетным гражданином нашего посёлка, получила награду от губернатора «За полезное». Мы гордимся внучками. Старшая окончила Российский университет кооперации, владеет английским, немецким языками, работает в нефтегазовой сфере. Младшая внучка закончила МГУ, Институт стран Азии и Африки, китайское отделение. Помимо китайского владеет английским, французским. Работает в одной их крупнейших мировых компаний в сфере телекоммуникаций.
— Вам известно, как сложились судьбы других?
Ли Геннадий окончил СТАНКИН (Московский станкоинструментальный институт), прошёл путь от дорожного рабочего до начальника отдела в Госснабе СССР. В 90-х годах прошлого века активно участвовал в общественном движении корейцев и стал первым президентом российско-северокорейского общества «Бонминрён». Геннадия уже нет среди нас, но в нашей памяти он будет жить вечно.
Ли Дмитрий приехал вместе с родителями из Пхеньяна в 1959 г. Он единственный из нашего выпуска стал кадровым военным, отдав армии 25 лет жизни. Он проходил срочную службу в Кандалакше, затем поступил в Ленинградскую академию связи.
Хегай Света окончила МХТИ им. Менделеева. В 1965 г. вышла замуж за венгра и в 1968 г. переехала в Будапешт, поступила в ординатуру Будапештского политехнического университета, который окончила с красным дипломом. В дальнейшем защитила диссертацию и успешно проработала на одном предприятии вплоть до выхода на пенсию в 1992 году.
Эм Нелли – пожалуй, наша самая знаменитая одноклассница, известная как в нашей стране, так и за рубежом. Она основатель и почетный директор первой в России московской школы с этнокультурным корейским компонентом образования. Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, автор многих книг по изучению корейского языка, известный деятель общественного движения корейцев, увенчана многими наградами России и Республики Корея.
Не могу не вспомнить о тех наших выпускниках, которые не смогли уехать из Пхеньяна. Пак Галя — наша умница, круглая отличница и талантливый человек. После того как репрессировали ее отца и расстреляли, она бесследно исчезла и о ее судьбе ничего не известно, так же как и о Ким Васе, Тян Аде, Тен Германе, Ким Кате, Огай Клере, Ким Рае…
Хоть нам всем под 80 и за 80, я умышленно назвал одноклассников так, как мы называли друг друга по школе. Несмотря на то, что жизнь раскидала нас по разным городам и странам, мы с трепетом и особой теплотой вспоминаем друг друга, наши школьные годы.
И знаете, по-другому не может быть, ибо наши судьбы теснейшим образом переплелись общими радостями и невзгодами с тех пор, как по заданию партии и зову сердца наши отцы оказались в Пхеньяне.
Валентин ЧЕН. Фото из личного архива героя публикации
По теме: https://gazeta-rk.ru/2020/09/09/nkorea-2/
https://gazeta-rk.ru/2020/09/09/putinkim/