Утопия Спасенная

«Утопия Спасенная» в петербургском Манеже 

Персональная выставка легендарной южнокорейской художницы Ли Бул в «Манеже»

  • 13 ноября 2020 — 31 января 2021.
  • Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1. http://manege.spb.ru/

Петербургский Манеж впервые в России представляет масштабный выставочный проект легендарной корейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная». Экспозиция является важной частью программы Года культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея (2020), приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между странами.

Творчество Ли Бул является абсолютным ориентиром в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Ее работы получили широкое мировое признание, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской арт-биеннале (1999, 2019).

Художница Ли Бул

Работа над созданием грандиозного проекта в Манеже шла около двух лет. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие в подготовке всех аспектов проекта: от разработки общей идеи и отбора работ до подготовки каталога, и создания архитектурного решения экспозиции. Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели.

Выставка в Петербурге представит целый ряд произведений, ранее не экспонированных, включая одну из самых последних ее работ — коллаж на бархате «Без названия (Желание быть уязвимым — Бархат#9 JTVP3582/23 CE)». Масштабные инсталляции из серии «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable) были воссозданы специально для Манежа.  

«Желание быть уязвимым»

Отдельный фокус проекта направлен на визуализацию творческого «диалога» между Ли Бул и представителями русского авангарда. Среди последних — работы художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, ученого и мыслителя Константина Циолковского и других.

Экспозиция «Утопия Спасенная» открывает новую грань современного искусства, продолжая многовековой разговор между российской, европейской и азиатской культурами.


11 ноября пройдет симпозиум, посвященный творчеству Ли Бул и влиянию русского авангарда на искусство Восточной Азии, а также состоится презентация каталога к выставке и пресс-показ. К участию в симпозиуме помимо Ли Бул приглашены российские и иностранные специалисты, среди которых: Мами Катаока, директор Mori Art Museum (Токио), Стефани Розенталь, директор выставочного центра Martin-Gropius-Bau (Берлин) и кураторы проекта Сунджун Ким и Суджин Ли.

Модераторы симпозиума: куратор выставки Сунджун Ким и Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Сунджун Ким, куратор проекта

Корейский искусствовед, профессор Сеульского национального университета искусств, президент фонда биеннале в Кванджу. На протяжении своей карьеры г-жа Ким внесла огромный вклад в развитие современного искусства Южной Кореи и установление прочных связей между корейскими деятелями культуры и международным художественным миром. Куратор, основатель и арт-директор проекта Real DMZ (с 2011 г.), который посвящен исследованию современного состояния демилитаризированной зоны между Южной Кореей и КНДР посредством современного искусства.

Суджин Ли, сокуратор проекта

Суджин Ли — историк искусства и писательница, доцент университета Хонгик, Южная Корея. Ранее преподавала и занималась научными исследованиями в Чикагском университете, Университете штата Иллинойс, Школе Чикагского института искусств и в частном художественном музее Art Sonje Center в Сеуле. Куратор архивной выставки в рамках Биеннале дизайна в Кванджу в 2018 году и выставки «ДМЗ» (DMZ — демилитаризованная зона) в Сеуле.

Выставка организована ЦВЗ «Манеж» совместно со Студией Ли Бул и Фондом биеннале в Кванджу.

Партнеры:


Справка «РК»: Ли Бул (род. 1964) — художница, живущая и работающая в Сеуле. Получила образование скульптора в 1980-х годах, в период глубоких социальных и политических преобразований в Южной Корее. Начала творческую карьеру с создания перформансов с использованием мягких «скульптурных» костюмов. В 1990-х годах получила широкую международную известность, выступив с серией провокативных работ, включая нашумевшую инсталляцию с гниющей рыбой «Величественное великолепие» и серию скульптур «Киборги» (Cyborgs) — гибридов механизмов и органических форм. В 2000-х годах заинтересовалась историей модернизма и начала создавать крупномасштабные инсталляции и скульптуры в архитектурных формах, которые стали результатом ее творческих изысканий и раздумий о событиях истории и отражением ее личных воспоминаний и переживаний.

В последнее время Ли Бул создает иммерсивные исталляции, среди которых такие заметные работы, как «Город солнца II» (Civitas Solis II)и «Утренняя серенада III» (Aubade III), которые были показаны на выставке в Национальном музее современного искусства Кореи в 2014 году и в выставочном центре Palais de Tokyo в Париже в 2015 году, а также инсталляция «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable), продемонстрированная на 20-й Сиднейской биеннале современного искусства в 2016 году. Последняя ретроспектива художницы «Ли Бул: Крушение» (Lee Bul: Crashing), представляющая ее 30-летний творческий путь, прошла в галерее Hayward в Лондоне и выставочном центре Martin-Gropius-Bau в Берлине с мая 2018 по январь 2019 года.