Виктор Ан,
член Союза художников России
Виктор Ан, член Союза фотохудожников России
В 2001 году сбылась моя мечта – увидеть малую Родину своих предков. Я прилетел в Приморье в надежде вдохнуть воздух моей истории, но уже в аэропорту появились признаки разочарования. В воздухе не ощущалось даже запаха следа истории корейцев, хотя восточных лиц масса. В моём представлении необходимо минимум 200 – 300 лет для фиксации ощутимого исторического следа жизнедеятельности любого этноса.
По рассказам мамы нашел деревню, где жила её семья. Небольшие речушки были местом поселения многих крестьян-корейцев. Там они могли кормиться: нерест красной рыбы, полив полей, кустарная промывка золота. Так жили… В настоящее время всё заросло травой, и понятно даже следа не осталось от той деревни.
В Узбекистане история с исходом повторилась в новом формате. Лучшие хозяйства были созданы благодаря тому же союзу земли и крестьянина с 37-го по 90-е годы. К сожалению, с развалом Союза пострадали именно лучшие колхозы. Исчезает след деятельности крестьянина-корейца на узбекской земле.
И опять народ вынужден искать Землю, которая ждет его рук.
Этим местом с 90-х стал Юг России. Кстати, труд корейских вольных бригад в этих краях знали и ценили ещё со времён СССР. Доброжелательное отношение администраций к переселенцам 90-х этим и было обусловлено. Теплый климат, благодатная почва, стойкий характер, крепкие руки, голова на плечах – всё сложилось и очень успешно.
В последние годы с 2003 по 2018, посещая южный регион России, я наблюдаю очень продуктивный диалог с землёю. Опыт крестьян-корейцев, добытый за период жизни в Приморье и Узбекистане, внедряется и принимается местным населением. В генетический код наших корейцев прочно вошли многие культурные традиции Узбекистана. Это сплачивает людей и украшает жизнь.
У меня появилась надежда, что на этой земле смысл, энтузиазм и радость жизни в гармонии с собой земледельца разовьётся и продолжится. История корейского крестьянства на Юге России позволит в будущем создать исторический след.
История первая
(70-е годы – начало 80-х)
Братья моего отца оказались в Андижанской области. Неведомым, незапланированным образом именно в узбекском посёлке Буз сконцентрировались многие корейские семьи, скорее всего через сарафанное радио. Живя там, все прекрасно усвоили узбекский язык и узбекские традиции кухни и общения. Жили очень добрососедски.
В Бузском райкоме партии в течении многих лет до пенсии заведующим общим отделом проработал Иннокентий Ким. Главный редактор первой корейской газеты в Узбекистане «Корё синмун» Брутт Ким, тоже выходец из этого посёлка. Первым чемпионом Европы по самбо в 1974 году стал мой брат Мэлс – уроженец Буза. Именно бузских я встретил в Ростовской области много лет спустя.
История вторая
(Начало 2-тысячных)
В 2003 году с японскими документалистами мы делали фильм о корейцах СНГ. На тот момент в Ростове-на-Дону базировались восемь воров в законе, и чтобы хоть как- то удерживать беспредел между блатными и простыми сельхозбригадами, появились крышующие-посредники. И эта интрига заинтересовала японских документалистов.
Нашим координатором был выходец из Андижана по прозвищу Сергей Андижанский. Объезжая с ним поля, японский режиссёр обратил внимание на ухоженные угодья. Одобрительно цокал, узнав, что их обрабатывают корейские бригады. «Ай-яй-яй, покачивал головой при виде запущенных объектов.
На тот момент коренные жители предпочитали продавать свои земли именно корейцам, чем кому бы то ни было. Знали, что это будет использовано по уму и для местных обеспечена долгосрочная работа. После лихих 90-х людям хотелось стабильности.
В эту поездку мы познакомились с Леонидом Ногаем, одним из крупных предпринимателей, который смог объединить многие корейские сельхозбригады в агропромышленный комплекс. Это позволяло вести плановое хозяйство, заключать контракты с другими регионами России.
История третья
2018 год
Через четверть века я встретил свою Андижанскую родню в хуторе Вислый Ростовской области. Сарафанное радио и здесь сработало. Большинство Бузских корейцев съехались сюда на Дон.
Уже к 2018 году нужда во всяких «крышующих» элементах давно отпала. Увиденная картина жизни приятно порадовала. В хуторах проживают коренные казаки, турки-месхетинцы и корейцы. Отстроены крепкие, добротные дома, в каждом дворе грузовая Газель и легковушка. Приятно!
Стабильно и добрососедски живут три этноса, не мешая и конкурируя. Перенимая опыт и дополняя жизнь друг друга.
Хутор Вислый.
История 4
Луковое поле Кимов
История развала системы поставила в тупик Крестьян, много лет проработавших на Земле и не хотевших заниматься другим делом. Семья Кимов, проживающая в колхозе имени Энгельса, не исключение. Надо было как- то определяться с дальнейшей жизнью. Вся родня собралась, подумала и снарядила самого молодого и энергичного Алексея на разведку в Волгоградскую область. Очень быстро и с удовольствием администрация в Волгоградской области с ним заключила договора об аренде Земли, благодаря отличной репутации корейцев – земледельцев еще с Советских времён.
Собрались быстро, побросали дома, погрузили пожитки и ранней весной в 1995 году сразу пять семей выехали в Волгоградскую область. С этого момента началась их новая жизнь на новом месте.
Занялись выращиванием лука – Земля для этой культуры была превосходна. В первый же год рекордный урожай, перекрывший план сдачи в 8 -10 раз. Купили дома, обживались. В это место потянулись друзья, соседи, родные с Узбекистана. Селились компактно. Понятно, что лихолетье 90-х наших переселенцев не миновало. Накатам и наездам отпор давали дружно и конкретно. Отчаянно и смело защищали своё кровное, заработанное не лёгким трудом.
На сегодняшний день в селе Солодушино проживает весь род Кимов. Союз Земли и Крестьянина – корейца на протяжении этих 25 лет даёт хорошие плоды. Около ста дворов корейских семей крепко обосновались там же. На этой Земле есть возможность развиваться семьям, молодёжи. Активно разрастается инфраструктура, открываются секции таэквондо, подрастают свои врачи и юристы.
И до сих пор каждый год прибывают корейцы из Узбекистана и других регионов области.
Текст: Виктор Ан, Татьяна Ли
Фото: Виктор Ан