,

Планета моей юности Куйлюк

Posted by

Виктор Ан

На берегу Чирчика в юго-восточной части Ташкента еще с незапамятных времен образовался Куйлюк. С конца 30-х и в военные годы для освоения тугайных земель левобережье Чирчика стало заселятся переселенцами из разных регионов Советского Союза. И с налаживанием производства колхозных хозяйств Куйлюк стал превращаться в перевалочный пункт между городом и левобережьем. Сюда потянулись, вольнонаемные корейцы, чеченцы, татары, русские, цыгане, а также проходимцы разных мастей —  каталы, карманники, аферисты и огромное количество бомжей. Всем хватало места под солнцем. Куйлюк стал как Америка в миниатюре в начале её освоения. Удача улыбалась самым предприимчивым, авантюрным и рисковым.

Но в каждой эволюции есть ахиллесовые точки. В конце 80-х центр Куйлюка стал интенсивно перестраиваться. Вместе со старыми улочками исчезли подпольные кафешки, игорные дома, самогонщики, частные портные и т.д. Снесли центральный пятачок, где обычно происходили всякие сделки и разборки. Последним снесли «Санды-маг» (дословный перевод не знаю), место, где старожилы Куйлюка проводили свой досуг. На этом закончилась эра старого Куйлюка. С появлением новостроек Куйлюк преобразился. Стал куда более разноцветным и ярким.

Но это уже другая история…

1963 год. Куйлюк. Улица Комсомольская. Друзья детства. Соседские пацаны…

60-е. «На долгую и вечную память от Ли Юлии Тен Людочке».

Магазин культтоваров. Продавец Ольга Им. Фото из семейного архива.
1967. Центр Куйлюка – это то ли пятачок, то ли площадь, откуда все просматривается, все слышится и где всё обменивается. Оснащенная обязательным набором инфраструктуры: парикмахерская, сапожная, радиомастерская, беляши и студия звукозаписи, откуда не переставая целый день разносится с виниловой пластинки голос Вадима Мулермана «А мы случайно повстречались». Мой одноклассник радиомастер Равиль Насыров с папиросой в зубах — обязательным шармом радиомастеров ламповой эпохи!
1965. Ленинград. В 60-70-е годы возник бум поступления в столичные вузы СССР. Был такой небольшой штрих. Для экзаменаторов все экзотические куйлюкские пацаны были на одно лицо. Этой особенностью и пользовались наши ребята, сдавая друг за друг приемные экзамены. Частенько фокус проходил!

1972. 1971. Куйлюкская свадьба моей сестренки Луизы и Эдуарда на заднем дворе старого дома.
2-й слева Сергей Ким, справа — Игорь Ли (Игорян).

1973. Юбилей Ли Бен-Чера.

1973 . После свадьбы, гости разошлись.

1973. У родильного дома. Одним куйлюкчанином стало больше! Неля Нам с Викой, Анна, Валера Ким с Аленой, Луиза Ан с Инной.

1973. Куйлюкчанин родился…

1975-76. Наша семья. В кадре: сидят — Ли Дима, (племянники), Ким Вера (мама), Ан Иван (папа), Ли Инна (племянники), Стоят- Ан Луиза (сестра), Ан Виталий (братик).
1976. Во дворе старого дома. Югай Элеонора, Ли Дима, Ли Инна
1978. В школе №9 уроки географии увлекательно вела Татьяна Леонидовна.

1979. Пионерская линейка в школе № 9.
1979. Соседи и подруги с нашей улицы. Если сейчас мы в городе часто не знаем даже соседей из соседнего подъезда, то поколение родителей дружило семьями.
1984. Династия мясников. Все они виртуозы своего дела! Успеть подложить покупателю очищенную кость и при этом глазом не моргнуть…
1980. Детство на улице Мунис. В центре Дима Ли.
1985. На год ребенка готовят традиционный корейский чальтог.
1985.Ташкент. ГАБТ им»Новои». Солист балета заслуженный артист Узбекистана Егай Владик.
1989. Одним из центров притяжения для молодежи Куйлюка на улице Табиби был дом Игоря Ли (крайний справа). Удивительно, но в этом доме были исключены любые азартные и карточные игры.

1989. Узбекские цыгане живут сезонно вдоль реки Чирчик. Возвращение в лагерь.
1989. Узбекские цыгане живут сезонно вдоль реки Чирчик. Вдалеке палаточный лагерь цыган. Сейчас на этом месте расположен большой Куйлюкский колхозный базар.
1989. Центр Куйлюка. Слева стоянка такси. Вдали железный мост на реку Чирчик.
1991. Куйлюкский базар. Главный вход.
1991. Куйлюкский базар. Корейские ряды. Анна Ивановна Мин продаёт дыби собственного изготовления.
1991. Окраина Куйлюка. Теперь на этом месте старый рынок.
Взамен понтонной переправы через реку Чирчик соединяющая левобережье  с Ташкентом, в 1947 году построили этот железный мост .Верой и правдой отслужив чуть более 40 лет он уступил место современному многополосному бетонному путепроводу. А мост и сейчас сохранился как музейный экспонат.
1991. Доморощенному предсказателю верят: «Гороскоп мой гадает правильно и точно, предсказывает судьбу на долгие годы вперёд»

1994. На берегу реки Чирчик бомж с беспризорниками.
Каждый день в полдень на берегу Чирчика появлялся бомж Вася, перекусив, заваривал крепкий чифир. Отдохнув часок, опять исчезал куда-то. С осени 1991 года Вася больше не появлялся, видимо, вольный дух позвал в другие края.
1994. Сандымаг (дом стариков). Творческая встреча художника Владимира Ана со старожилами Куйлюка.
 Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

1994. Сандымаг. Играют в корейскую игру гольбя.
1994. Даже президенты не обходили легендарную местность стороной. Встреча представителя Куйлюка Игоря Ли с президентом Южной Кореи Ким Ен-Самом.
1995. Слева выходец из Куйлюка, старший тренер по тяжелой атлетике Спортивного клуба армии Туркестанского военного округа, заслуженный тренер Узбекистана Виталий Ан.
1996. Ташкент. Азартная игра Хато.
1997. Новый год по лунному календарю в Сандымаге.

1999. Придорожная торговля сельхозинвентарём.
1999. Куйлюкский колхозный рынок.корейские ряды. Где-то в начале 60-х на Куйлюкском рынке появился в продаже морковный салат (марковь ча). Его тут же полюбили все алкаши Куйлюка. Старожилы с гордостью уверяют, что эта корейская морковка (теперь популярная и в Москве) куйлюкское ноу-хау. Даже известный кореевед Андрей Ланьков согласен с этим фактом.
1999. Куйлюкский колхозный базар. К нам приехал бродячий цирк!
2001. В гостях у моего друга детства Равиля Насырова. Так уж повелось, на каждую деревню по одному блаженному. Случайно встретил через три десятка лет Вовку-ЗИС с нашей улицы. Он, кажется, как только начал ходить, уже играл в самосвал марки ЗИС. С полной имитацией урчания мотора, скрежетом переключения коробки, дуделки. Где его только не видели в окрестностях Куйлюка. Наверняка намотал весь земной шар. Добрейшей души Вовка-ЗИС! Ты и сейчас?

 2010. Давно разъехались в разные концы света старожилы Куйлюка. Но периодически собираются в старом доме культуры, повеселиться, поностальгировать…03.06.2010.Ташкент. Куйлюк Дом культуры.Место проведения досуга пожилых корейцев.
2015. Ташкент. «У каждого в душе есть маленький-маленький остров, где тихо хранятся: первая любовь, первые друзья, первые открытия…». Одноклассники 1963 выпуска, тогда в СССР были ещё восьмилетки. Мы до сих пор не теряем друг друга.

 

2021. Ташкент. Неожиданно встретился с бывшими куйлюкчанами, многих не видел лет двадцать! Я сижу справа.


Юрий Подпоренко,
искусствовед, главный редактор издательства «Галарт» (Мо
сква),

Мгновения эпохи в фотографиях Виктора Ана

Виктор Иванович Ан — художник в том глубинном смысле этого понятия, который выражает способность человека сделать предметом искусства свою собственную жизнь и жизнь своего народа. Одна из ведущих тем, контрапунктом пронизывающих его творчество, связана с драматической судьбой советских корейцев. Он много, нередко серийно, снимает своих соплеменников, так же как и простых людей — представителей приютившего их узбекского народа, стремясь через проявления вещного мира, окружающего его героев, выразить своеобразие их душевного склада, опредметить их дух, пристраивающий пространство вокруг себя в этом ставшем родным мире. Опираясь на конкретно-национальное, Ан во многих своих работах выходит на уровень философского обобщения темы внутреннего раскрепощения человека, спонтанного, естественного поведения, при котором сквозь движения тела просвечивают порывы души.

Исток этой темы — в жизненной коллизии художника.

Еще в молодости ему, как и многим советским корейцам, взрастившим в себе способность к высочайшему уровню самоуправления и концентрации воли, приходилось ездить на заработки — в составе мобильных, дееспособных, но подпольных сельскохозяйственных бригад поднимать показатели того или иного колхоза, состоящего, как правило, из работающих по настроению, в охотку, а значит неэффективно, людей. То была несвобода осознанная, повышающая остроту чувств, — и страх, и риск, и восхитительное самочувствие достижения задуманного результата — верная, кстати, примета профессионализма.

Позже, уже “заболев” фотографией, Виктор совместил свою внутреннюю творческую потребность с упорным и настойчивым вхождением в профессию. Пытливо рассматривал работы мастеров фоторепортажа, досконально изучил все тонкости последовательной работы фотографа с изображением, добиваясь на каждом этапе движения к намеченной цели — максимальной выразительности, живости кадра.

Стоит напомнить, что, в отличие от остального, главным образом европейского, мира, советская фотография маркировалась на протяжении десятков лет исключительно как репортерская, журналистская. А ее возможная художественность выступала как своеобразная надстройка.

Вот и Виктор Ан изначально формировался как репортер. И по факту своего многолетнего сотрудничества с газетой “Коре ильбо” (“Корейский ежедневник”), издающейся со времени переселения корейцев с Дальнего Востока в Алма-Ату и с 1991 г. носящей это название. И по внутреннему самочувствию фотоохотника, снимающего, а потом выискивающего из отснятого материала именно тот снимок, в котором не просто представлен фотослепок жизни, но к зрителю обращается длящееся мгновение, когда под твоим взором плоское изображение разворачивается в сюжет.

Важно и то, что Виктор Ан обладает даром особого фотографического мышления. В отличие от, скажем, живописного полотна или графического листа этапы пошагового формирования художественного образа в фотографии иные. Первоначальный снимок нередко выступает и в роли итогового результата, и эскиза, и художественного брака. Но необходимой способностью к селекции обладает далеко не каждый фотограф. Тогда как особое фотографическое чутье и человеческий талант Виктора Ивановича проявляются и в том, что он многим коллегам по творческому цеху помогает “увидеть” и отобрать действительно талантливые кадры. Те, которые внутренне разомкнуты, открыты для взаимодействия со зрителем.

Фотохудожник много экспериментирует, сообразуя свое творчество с актуальными тенденциями. Одна из граней поисков — сериальная съемка. Ан — автор многочисленных серий фоторабот. Среди них “До востребования”, “Между мигом и вечностью”, “Деревня уходящая”, “Хато”, “Самарканд”, “Памяти минувших дней”, “Мадонны Минамата”. Серийность для него не только и не столько признак освоения современных веяний в мировом фотоискусстве. В этом проявляется его стремление расширить границы мира, который из отражаемого незаметно трансформируется в творимый, созидаемый им мир.

Иная составляющая его поисков — сознательное ограничение себя в технических возможностях, предоставляемых современной фототехникой. В последнее время Ан часто снимает или простейшей аналоговой “мыльницей”, или объективом “монокль”, дающем специфический эффект светотоновой и резкостной деформации изображения, или допотопной камерой начала прошлого века.

Но при всем при этом неизменно снимает и отбирает то, что подсказано сердцем и взыскательной душой настоящего художника.

%d такие блоггеры, как: