Инновации в образовании и третья миссия университетов

Posted by

На IX Форуме ректоров вузов России и Республики Корея обсудили реализацию третьей миссии университетов. Форум гражданских обществ «Диалог Россия — Республика Корея» собрал руководителей российских и южнокорейских университетов уже в девятый раз. Мероприятие было посвящено третьей миссии университетов и инновациям в ее реализации.

Участников приветствовал председатель корейского координационного комитета форума «ДРРК», экс-посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Кюхён: 

«В ноябре 2013 года состоялся первый форум ректоров. С тех пор он стал регулярной площадкой. Отрадно, что каждый раз на форуме проходят конструктивные и плодотворные дискуссии, дающие практические результаты. Пандемия ковида, разразившаяся в 2020 году, полностью изменила парадигму университетского образования. Онлайн-лекции прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Я считаю очень важным и своевременным проведение нашего форума на тему «Инновации в образовании и третья миссия университетов» для эффективного реагирования на стремительные изменения образовательной среды».

О третьей миссии университетов в своем приветствии рассказал председатель российского координационного комитета форума «ДРРК», ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Одним из главных общественно значимых проектов университета уже более 20 лет являются учебные клиники — особая форма организации практики, позволяющая обучающимся получать первый профессиональный опыт без отрыва от учебного процесса, оказывая реальную бесплатную помощь гражданам. «Ежегодно в клиники университета поступают тысячи обращений от граждан: в год проводится более 4000 психологических консультаций для частных лиц, более 1000 юридических консультаций для частных лиц и организаций, реализуется более 200 социальных и иных исследовательских проектов. Объемы оказываемой помощи сопоставимы с суммарными показателями университетов всего города».

Ректор Санкт-Петербургского университета упомянул и о мониторинге правоприменения — проекте, инициированном юристами СПбГУ в середине 1990-х годов. Он заключается в систематической работе по сбору и анализу данных по применению нормативных актов госорганами и органами местного самоуправления, а отчеты по результатам мониторинга предоставляются Правительству и Администрации президента, Государственной думе, Совету Федерации, Министерству юстиции РФ. Отдельное внимание было уделено работе центра экспертиз СПбГУ, который готовит более 2000 экспертных заключений ежегодно как по гуманитарным, так и по техническим направлениям исследований, и центру по изучению проблем экстремизма и коррупции, который вошел в состав центра экспертиз в 2014 году.

Третья миссия СПбГУ также заключается в продвижении русского языка, культуры, науки и образования России в общественном и мировом пространстве. Так, проект «Онлайн-школа СПбГУ» позволяет детям дистанционно получать образование на русском языке. В фондах научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького хранится более семи миллионов томов книг, а музейные коллекции включают более трех миллионов экспонатов. В СПбГУ работает 8 музеев и все они открыты для жителей Петербурга и гостей города.

Проректор по учебной работе университета Корё Ю Чинхи передал приветствия от лица ректора вуза — организатора форума, подчеркнув, что университет Корё гордится тем, что он стоял у истоков создания двусторонней дискуссионной площадки. «Сегодня все мы переживаем последствия пандемии, мирового экономического кризиса. В этих условиях вузам предстоит наряду с выполнением своих основных функций и предназначения решать такие задачи, как внедрение инноваций в образование. Тема форума лежит в одной плоскости с приоритетными задачами в области образования нашего государства, поэтому я считаю, что тема была выбрана правильно и своевременно», — поделился мнением господин Ю Чинхи. Кроме того, он рассказал о преподавании и изучении русского языка и литературы в вузе: так, кафедра русского языка и культуры в иниверситете Корё была создана в 1974 году, а пять лет спустя был создан и институт российских исследований.

Тему третьей миссии в своем ключевом докладе продолжила первый проректор СПбГУ по учебной работе Марина Лаврикова. Она подчеркнула, что высшее образование дает человеку возможность развить и реализовать свой потенциал, а также формирует образ мышления, а социальные и культурные проекты, реализуемые университетами, могут быть полезны не только самим вузам, их студентам и сотрудникам, но и всему обществу. Это делает высшее образование фактором гармоничного развития региона и всей страны. За почти 300-летнюю историю в СПбГУ сложился уникальный научно-образовательный комплекс классического образования с собственными традициями и ценностями. Широчайший перечень образовательных программ, в том числе в онлайн-формате, и богатая научная база способны удовлетворить интересы и потребности каждого, кто хотел бы заниматься исследованиями и получать образование в любой из областей знаний и в любом возрасте. В последние годы СПбГУ активно развивает направление онлайн-образования и всегда открыт к сотрудничеству не только для других вузов России, но и для зарубежных партнеров. Первый проректор добавила, что успешная реализация третьей миссии невозможна без грамотного выстраивания работы как с внутренней общественностью — студентами и сотрудниками, так и с внешней — партнерами и работодателями.

«В Санкт-Петербургском университете значительное внимание уделяется экспертной, музейной, библиотечной, культурно-просветительской, социально ориентированной проектной деятельности студентов и преподавателей, волонтерству, проектам по продвижению русского языка и культуры. В Университете функционируют восемь уникальных музеев, открытых для посещения граждан, в том числе музей истории СПбГУ, музей-архив Менделеева, музей Набокова, минералогический музей и другие. В СПбГУ хранятся и экспонируются не только исторические артефакты и художественные произведения, но и собрания минералогических ценностей, гербарий, наследие научной деятельности за всю историю университета. Постоянно ведется работа по продвижению культуры, науки и образования в общественном и мировом пространстве. С 2021 года СПбГУ является членом союза музеев России».

Еще один доклад («Инновационные перспективы по созданию новых образовательных ценностей в Университете Корё») был представлен главой отдела международных отношений университета Корё Ли Хигён.

«Вызовы и стремительное изменение мира наталкивают на идею о том, что проще создать новые образовательные подходы, чем пытаться адаптировать старые к новым реалиям, постоянно претерпевающим трансформации. Сегодня от специалистов требуются не только узкопрофильные знания: они должны уметь критически мыслить, обладать навыками креативного решения проблемы, приемами коллаборации. Все это можно реализовать, если подготовка идет по системе конвергентной специализации», — поделилась госпожа Ли Хигён, добавив, что под конвергентностью в вузе понимается возможность студентов получить специальность, основанную на междисциплинарном подходе — сочетании точных и естественных наук с социально-гуманитарными направлениями (например, программы «Когнитивные науки и науки о головном мозге», «Венчурный бизнес» или «Конвергентная информационная безопасность»). В целях воплощения данного подхода в сеульском кампусе Университета Корё открыта Высшая школа искусственного интеллекта, отделение наук данных, факультет информационной безопасности, а в кампусе города Сечжон — факультет «Умный город», отделения мобильности будущего и умных микропроцессоров. Такая работа ведется не только в академической плоскости: мы постоянно работаем над выстраиванием промышленно-академического партнерства. Создаются специальные контрактные отделения для целевой подготовки специалистов. Заинтересованные предприятия финансируют обучение, а после окончания у выпускников таких программ нет проблем с трудоустройством».

Такая практика ярко демонстрирует роль вузов в эпохе промышленности 4.0., что в вузе планируется создание еще одного умного кампуса с применением технологий блокчейна, искусственного интеллекта и метавселенной. Кроме того, университет вносит и экологический вклад: им объявлено о достижении углеродной нейтральности к 2045 году. В числе проектов, направленных на реализацию третьей миссии, — коммуникации с местным сообществом мультикультурного района Сондогу столицы Республики Корея, где расположен университет.

Практикой реализации третьей миссии университетов с корейской стороны в рамках дискуссии поделились ректоры и проректоры университетов: Сонгюнгван — Син Тоннёл, Ёнсан — Пу Куук, Чунан  — Пак Сангю, иностранных языков Хангук — Пак Чонун, Каннын — Вончжу Чон Тхэюн, Кунмин — Ли Сокхван института передовых технологий — Ким Повон.

Дискутантами со стороны России были: ректор Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров, ректор Иркутского государственного университета Александр Шмидт, ректор Иркутского национального исследовательского технического университета Михаил Корняков, ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Краева, и. о. проректора по международным отношениям Дальневосточного федерального университета Евгений Власов, проректор по учебной и научной работе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Наталья Богаченко, проректор по информационной политике, международному и межрегиональному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Константин Зайков, директор Центра развития международной деятельности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Денис Щербаков, заведующая кафедрой востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Елена Войтишек.

ИА РУСКОР

(по материалам дирекции форума ДРРК)

%d такие блоггеры, как: