О южнокорейской поп-музыке или K-pop в последние годы не слышал только ленивый — азиатские исполнители регулярно мелькают в трендах YouTube, а их фанаты, кажется, оккупировали все соцсети. Репертуар K-pop групп — квинтэссенция попсы, собравшая в себе все трендовые западные музыкальные жанры; их клипы собирают миллиарды просмотров, а живые выступления — миллионы посетителей и это при том, что песни исполняются в основном на корейском языке.
Как южнокорейская музыка завоевала весь мир, как устроена эта индустрия и что творится за стенами фабрик поп-идолов…
Попсовый фронт
Кей-поп зародился в начале 1990-х, наиболее заметными ее пионерами стали Seo Taiji and Boys — группа, собравшая в своем репертуаре сборную солянку всех модных в то время западных жанров: хип-хопа, электроники, ритм-н-блюза, соула и даже рока — вкупе, разумеется, с синхронными танцами. Кей-поп развивался и набирал известность самостоятельно вплоть до 1997 года, когда в Южной Корее грянул экономический кризис. После него на музыкальный жанр обратили внимание корейские власти.
Правительство президента Ким Дэ Чжуна, занимавшееся восстановлением экономики страны, решило инвестировать в поп-культуру с целью улучшить имидж страны на мировом рынке. Реформированное министерство культуры получило невероятный бюджет, в нем появился целый отдел, посвященный кей-попу.
Южнокорейские власти вложились, в частности, в строительство крупных концертных площадок, принялись активно защищать авторские права лейблов на песни и даже спонсировали разработки в области голографических технологий для более зрелищных концертов. Кей-поп стал культурной визитной карточкой страны, а корейские чиновники не стесняются называть его своей главной «мягкой силой». Это оружие массового поражения, кстати, активно использовалось на северокорейской границе: с 2016 по 2018 год пограничники регулярно включали кей-поп на гигантских колонках вперемешку с «политинформацией» для соседа. В Северной Корее введен официальный запрет на южнокорейскую попсу, однако музыка все равно популярна среди ее жителей — контрабандисты завозят ее в страну на флешках и дисках.
Но, разумеется, наибольший вклад кей-поп внес в развитие туризма.
Даже самый маленький концерт оказывает заметное позитивное влияние на экономику страны. Мы создаем рабочие места, туристы оставляют у нас много денег, а страна привлекает больше внимания. Экономические выгоды со всех сторон.
Ким Гванг-Су. Директор туризма района Каннамгу
Уж кто-кто, а управление Каннамгу у кей-попа в неоплатном долгу, ведь именно этому району Сеула исполнитель Psy посвятил композицию Gangnam Style, прославив его на весь мир. Вышедший в 2012 году клип на песню стал первым громким успехом корейской попсы в России, Канаде, Австралии и Европе, попал в Книгу рекордов Гиннесса с наибольшим количеством лайков в истории YouTube и в течение пяти лет оставался самым просматриваемым роликом видеохостинга. Впрочем, Psy — не конвенциональный кей-поп-исполнитель, завоевание Запада классическими корейскими бойз-бэндами было еще впереди.
Полная версия статьи: https://lenta.ru/articles/2020/10/10/kpop/
Автор: Илья Кролевский