Часть 2. Шелковый путь Сергея Орляка
Тату мастер из Ростова-на-Дону Сергей Орляк о тату индустрии России и Азии в заключительной части дилогии…
— Сергей, почему ты посвятил себя татуировке?
Профессия татуировщика захватывала меня постепенно и из разряда хобби превратилась в дело всей моей жизни. С одной стороны, хороший татуировщик — это огромный труд и больная спина, с другой, это путешествия и знакомства с интересными людьми.
Последние 6 лет я посвятил поиску собственного почерка, стиля и смысла в моих работах. В них я чаще хочу затрагивать эмоциональные, социальные вещи, ведь татуировка неотделима от эмоций.
Тату индустрия, конечно, развивается и выходит из “подвалов”, но по-прежнему остается чем-то андеграундным.
— Из чего складывается стоимость татуировки?
Стоимость татуировки зависит от расходных материалов, которые в основном поставляются из-за границы, – а цены «кусаются»; татуировку наносит машинка, краска и иголка, и качество рисунка напрямую зависит от качества расходных материалов. В общую сумму входит также безопасность, стерильность процесса (дезинфекция) и гарантия качества.
Но самая дорогая часть — это время и опыт, приобретенные мастером за свои рабочие годы. Каждый сам оценивает себя и свою уникальность, стоимость варьируется от 500 -1000 рублей до 100 тысяч за 8-часовой день.
Дело в том, что востребованы мастера, а не стили «львы с короной», «тигры», «пионы» и т.д., где в каждом направлении есть свои титаны. Наши специалисты высоко ценятся во всем мире, и большинство из них, к сожалению, покинуло Россию, поскольку за границей платят и ценят талантливых людей больше.
— Твое мнение, какое отношение к татуировкам у нас в России?
Я думаю, что мы переросли тот этап, когда это считалось чем-то неприличным. Люди сейчас делают татуировки в любом возрасте. Например, один мужчина — примерный семьянин 48 лет — недавно заказал татуировку, посвященную его увлечению восточными единоборствами. Он давно мечтал, но никак не решался, все переживал, как родители отнесутся к обновлению. В итоге, они высоко оценили татуировку и даже спросили, почему он ее раньше не сделал.
Просто большинство людей, которые «не в теме», абсолютно не представляют, какие шедевры сейчас доступны. В России люди в большинстве своём закрыты к экспериментам и к чему-то экстраординарному. Я думаю, что с развитием индустрии меняется восприятие — в лучшую сторону. А вот отношение к татуировщикам разное, бОльшая часть людей не воспринимает профессию татуировщика как работу считая это увлечением.
— Сергей, обращались ли к тебе с необычными просьбами?
Да, были необычные проекты типа многоглазых фламинго, сердец с множеством ртов и т.д. Кстати, в основном эти работы либо полностью бесплатные, либо по минимальной цене. Одна девушка хотела «забить» отверстие заднего прохода цветочком, такие просьбы я называю скорее дурацкими, чем необычными.
Про блатные татуировки могу сказать, что в начале своей карьеры я сталкивался с такими проектами, но никогда не брался за них, поскольку не разбираюсь в подобных вещах, я только перекрывал подобные татуировки. Но в России и в мире есть ценители русской тюремной татуировки; она безусловно оставила свой след в истории.
Ох, уж эти азиаты…
— Сергей, ты долгие годы работал в Юго-Восточной Азии. Можешь раскрыть подробности?
В Китае татуировка считается роскошью, так как ручной труд там всегда ценился. Лично я подметил, что в большинстве студий понятия не имеют о стерилизации оборудования, при этом существует огромный пласт качественных мастеров, трудолюбивых и целеустремленных. Про индустрию в Китае вообще можно говорить часами; большинство расходных материалов производится в Поднебесной. Тату студий и тату мастеров там очень много, и все они очень сплоченные; уважают старших, держат в строгости учеников — у них сохранилась линия преемственности от учителя к ученику. Никаких самоучек и самодеятельности из интернета. У каждого есть учитель и, как правило, многие хорошие мастера знают друг друга благодаря совместной учебе. Цена на татуировку в Китае довольно высока, но поработать иностранцу в Китае достаточно непросто, так как китайцы не очень доверяют чужакам и, в любом случае, мастеру необходимы связи.
Путешествуя по Китаю, я не увидел толпы «забитых» людей, но если такие и есть, то у них все тело «забито по полной» весьма качественными проектами. На данный момент в Китае становятся популярными европейские стили татуировок.
Совершенно иная ситуация в Южной Корее. Там татуировка, как и в Японии, вне закона, но на улице я встретил больше “забитых” татуировками людей, чем в Китае. В Корее преобладает восточный стиль. Корейские мастера славятся своими тонкими миниатюрами, доведенными до идеала. Студий, как и мастеров, не так уж и много. Но, мне кажется, они больше нацелены на качество, а не количество.
Цена на тату гораздо выше, чем в России. Поработать в Корее тату мастером не так просто, но при определенной настойчивости вполне возможно. Отношение к мастеру очень меня удивило — это максимальное доверие и уважение. В плане стерильности и чистоты все на высшем уровне, в отличие от Китая.
Помню, в одной больнице меня отказались принимать из-за татуировок. В Китае такого не было.
— В Южной Корее, по моим сведениям, чтобы стать тату мастером нужно выучиться в медицинском университете и получить официальное разрешение. И это как минимум. Поддерживаешь ли ты такой подход?
Салоны в Корее — это нелегальная деятельность и, как правило, у них нет вывесок. Висят камеры на входе, чтобы видеть, кто приходит. Если пожалуются клиенты, могут прийти с проверкой полицейские.
Ничего не слышал насчет обязательного медицинского образования. Честно говоря, я думаю, что любая татуировка – это, прежде всего рисунок, и каждый желающий развиваться может пройти курсы по медподготовке. Может в будущем кто-то попробует вывести татуировку на государственный уровень, но думаю это ни к чему, так как на данный момент действующие мастера справляются самостоятельно и даже устраивают различные тематические мероприятия.
— Чем впечатляют корейские тату мастера?
Ох, уж эти азиаты! Да, тату мастера Кореи поражают! Миниатюры у них безупречны, как я уже говорил. Во всем мире их ценят за самобытность дизайнов и оригинальность идей. У них другой взгляд на всё. Плюс трудолюбие, которое у корейцев в крови. Еще есть понимание, что это непростое дело и нет задачи спешить, отсюда и качество. У меня есть знакомый мастер, который работает на заводе, потому что так принято и стабильно. А в выходные делает безумно крутые и масштабные работы. Желание – вот что главное!
— Цены на тату высокие?
В среднем от 500 долларов за сеанс 4 часа до 6 тысяч долларов за 8-часовой день работы. Честно говоря, я так и не разобрался, как они оценивают стоимость своих услуг.
— Какая основная целевая аудитория?
Старшее население относится к тату с опаской, а вот молодые от 23-35 с радостью «набивают». Думаю, через пару поколений все изменится: большое влияние оказывает Запад. Европейская мода в одежде, в музыке, ну и как неотъемлемое составляющее — татуировка.
Я уверен, что в скором времени азиаты будут лидерами во многих стилях татуировки.
Клиент всегда тату
— Известно ли тебе о каких-либо табу в общемировой тату тусовке? Существует ли для тебя определенный запрет?
Если касаться мировых “табу”, то тут я думаю, у всех примерно все одинаково: не пренебрегать стерилизацией оборудования и средствами защиты, не ставить деньги превыше качества, не делать необдуманные татуировки и не ставить под угрозу здоровье клиента.
Не делать интимные татуировки — это мое личное “табу”.
— Каким, по твоему мнению, должен быть хороший тату мастер?
Это очень субъективный вопрос. В первую очередь, это должен быть человек, который любит своё дело и всегда остаётся ненасытным, стремится к постоянному росту и создает уникальные работы. А вообще, все должно в паре быть — идеальный клиент и идеальный мастер. Клиент — полностью доверяет и готов на индивидуальные работы, а мастер готов это воплотить.
Артём БАЖОРА (ЛИ). Фото предоставлены героем публикации