Геннадий Юрьевич, первая осенняя сессия Госдумы восьмого созыва завершилась. Давайте подведём итоги. Эта сессия была насыщенна рассмотрением множества законопроектов. Какие, на Ваш взгляд, были значимыми для Комитета по делам национальностей?
Для осенней сессии Государственной Думы самым значимым и важным традиционно стало бюджетное законодательство. К работе над основным финансовым документом страны, проектом федерального закона о бюджете на 2022 и плановый период 2023-2024 года депутаты приступили буквально после первого заседания Государственной Думы VIII созыва.
Комитет по делам национальностей как соисполнитель по законопроекту о федеральном бюджете, рассматривал, анализировал и давал свое заключение сразу на три государственные программы, которые непосредственно затрагивают вопросы ведения Комитета. Это государственные программы: «Реализация государственной национальной политики»; «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»; «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».
Не касаясь всех деталей проделанной работы, должен сказать, что мы удовлетворены полнотой диалога с профильным Федеральным агентством по делам национальностей, Министерством экономического развития, Министерством финансов и другими ведомствами, который состоялся у нас в ходе подготовки бюджета. Рассчитываю, что столь же заинтересованным и продуктивным будет наше взаимодействие в целом с Правительством Российской Федерации и по множеству других вопросов.
Вы возглавили комитет Госдумы по делам национальностей. Какие выводы уже можете сделать в первые месяцы работы в качестве депутата Государственной Думы?
Для меня ни законодательная, ни в целом общественно-политическая деятельность не является новой. Скажу больше, это и есть моя жизнь. Меня выбирали депутатом III и IV созывов Государственной Думы. В III созыве был в руководстве Думы — заместителем Председателя Государственной Думы, позже возглавлял Народное Правительство, которое ставило своей целью проведение серьезных реформ, ориентированных на благополучие наших граждан, обновление и расширение экономических возможностей России.
Поэтому сегодняшняя моя работа в качестве председателя Комитета, сопредседателя партии – Председателя Центрального совета партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ», первого заместителя руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе также как и все последние десятилетия направлена на эти цели.
Какие приоритетные темы или инициативы комитета были рассмотрены в первую сессию восьмого созыва? Принимали ли Вы участие в мероприятиях, какие бы из них Вы назвали?
Если говорить о законодательном портфеле, то Комитет активно вел работу над двумя правительственными законопроектами. Один из них касается аспектов деятельности национально-культурных автономий и уже принят в первом чтении, другой законопроект – об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — мы предварительно обсудили и предложили Совету Государственной Думы отправить его в положенную рассылку. В феврале планируем представить законопроект на рассмотрение Государственной Думы.
Продолжаем работу над четырьмя законопроектами, где Комитет является соисполнителем. В целом же Комитет провел 6 заседаний, на которых было рассмотрено более 20 вопросов. На одном из заседаний мы подробно обсудили проблемы этнокультурного туризма в России.
На мой взгляд, это очень перспективное направление, в том числе для законотворческой работы. На сегодняшний день этнокультурный туризм в России не регулируется никакими законами: не сформулировано понятие «этнотуризм», не определены принципы его функционирования, нет регулирования деятельности организаций в этой сфере, не названы формы их поддержки и развития. Поток туристов, предпочитающих именно эту форму проведения досуга, постоянно растет, но минимально сформулированные законодательные нормы есть лишь в 6-8 регионах.
На заседании Комитета мы договорились, что в будущем году совместно с Федеральным агентством по делам национальностей и Ростуризмом мы разберемся в этой новой для России сфере туризма и займемся ее законодательным регулированием.
Для повышения эффективности работы мы образовали при Комитете Экспертный совет, Совет национально-культурных автономий, две рабочие группы. По решению Совета Госдумы я вошел в состав Коллегии Федерального агентства по делам национальностей.
За время осенней сессии принял участие в десятках официальных мероприятий и встреч. В очень конструктивном рабочем формате прошли встречи с заместителем председателя правительства России Дмитрием Чернышенко, Верховным комиссаром ОБСЕ по делам нацменьшинств Кайратом Абдрахмановым, заместителем руководителя Администрации Президента РФ, председателем Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным вопросам Магомедсаламом Магомедовым, руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым.
Знаковым и центральным событием года для всех участников реализации государственной национальной политики уже второй год становится Всероссийский форум «Народы России». Я выступил спикером на этом форуме и поделился с коллегами своим видением законодательных аспектов совершенствования национальной политики.
Приятное впечатление оставило общение с представителями федеральных и региональных СМИ, которое состоялось в рамках подведения итогов всероссийского конкурса на лучшее освещение темы межнациональных и межконфессиональных отношений «СМИротворец – 2021».
Плановая работа нашего Комитета началась и в рамках взаимодействия с Советом по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации и, конечно же, Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным вопросам.
Как вы видите, сессия Думы хоть и не была продолжительной, но позволила и многое реализовать, но еще большее наметить в качестве направлений нашей дальнейшей деятельности.
Что вы считаете главным достижением осени в работе вашего комитета?
Важно, что Комитет можно назвать профессиональным коллективом, наши депутаты представляют разные фракции, разные субъекты нашей страны. У нас есть все основания рассчитывать на повышение значимости Комитета как внутри Государственной Думы, так и за ее пределами, выведение нашей работы на качественно иной уровень по результативности и по возможностям.
Мы сформировали сильный экспертный совет, наша задача расширить и содержательно наполнить его работу. Важно, чтобы ко всем вопросам законодательной и иной повестки Комитета были привлечены представители субъектов и те эксперты, которые решают задачи национальной политики на местах и знакомы с проблемами в практической плоскости.
Какие направления станут ключевыми в весеннюю сессию восьмого созыва Госдумы?
Мы планируем активно участвовать в работе по подготовке Концепции государственной языковой политики Российской Федерации, на серьезный уровень поднять совершенствование законодательства в части социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнокультурного туризма, патриотического воспитания и всего комплекса вопросов экономического развития регионов России и социальной поддержки граждан.
Комитет по делам национальностей внимательно следит за всеми законопроектами, которые так или иначе касаются качества и уровня жизни людей, социально-экономических сложностей, которые, к сожалению, присутствуют в жизни наших граждан. Мы не можем и не будем оставлять без внимания экономический фактор как важную основу и социального, и межнационального благополучия и согласия в нашей стране.