Когда лето не кончается

В петербургской галерее KGallery открылась выставка «Цой. Не кончится лето», представляющая культового рок-музыканта как художника и основанная на личной коллекции Натальи Разлоговой, его музы и последней любви. Экспонированы живопись, графика, фотографии и личные вещи Цоя последних трех лет его жизни — до гибели в автокатастрофе. 15 августа исполнится 30 лет со дня этой трагедии.

Бережное хранение

«Художник Виктор Цой» для многих звучит непривычно, но его намерение заниматься изобразительным искусством появилось очевидно раньше, чем началась его карьера музыканта. В юности он учился в художественной школе, после восьмилетки поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова на оформительское отделение, а после исключения оттуда — в другое училище на специальность «резчик по дереву». Творческую натуру Цоя зажгла музыка, но потребность писать на холсте, рисовать, оформлять пространство, в котором он жил, была у него до конца жизни.

Первобытные образы скрытой варварской силы: охота, драка, поедание одного существа другим

— Не хочется тривиальных слов, что Цой жив и принимается всеми поколениями, но симбиоз посткарантинного времени и ожиданий перемен вместе с вечным Цоем обещает привести очень разную публику, — поделилась с «Известиями» руководитель галереи Кристина Березовская.

На вопрос, столкнулась ли галерея с какими-то специфическими трудностями при составлении выставки, Березовская ответила, что очень высокие страховые суммы экспонатов не дали возможности привезти часть личных вещей автора.

— Источник выставки один, это архив Натальи Разлоговой, который в течение 20 лет после гибели Виктора был запечатан, герметично хранился, — рассказал куратор экспозиции Дмитрий Мишенин. — Десять лет назад мы посмотрели архив, и я, увидев столько живописи и графики, предложил сделать персональную выставку Цоя. Архив на самом деле больше, чем представлено сейчас, в дальнейшем мы покажем остальное. В 2021 году в Москве пройдет масштабная выставка Цоя, где будут и костюмы к фильмам «Игла» и «Асса». Наталья бережно хранила вещи Виктора.

С музой Натальей Разлоговой

Небо, самолет, дорога

Как живописец или график Цой уступает себе как музыканту и артисту, сравнения быть не может. Но здесь лучше поставить вопрос: слышится ли его музыка в его изобразительном искусстве, дополняет ли оно представление о нем как об артисте?

Связь этих разных сфер при всей их неравнозначности можно уловить. Скажем, стилистика рисунков, с одной стороны, основана на заведомой примитивности форм, геометрические фигурки напоминают персонажей допотопных электронных игр; локальные цвета сочетаются броско, плакатно. Цой ориентировался на детский рисунок и граффити, сочинял мини-комиксы и серии ернических зарисовок.

Дорога
Самолет

Даже в работах, изображающих сценки из жизни мужчины и женщины, — двое мчатся друг к другу на свидание, завтракают или играют в бадминтон на пляже — это именно одномерные фигурки с выраженными половыми признаками. При всем минимализме и резкости плаката Цой обращается к архетипическому сознанию, будит спящие пласты психики, вызывает древние ритмы. Как, собственно, и его музыка.

Искушенная в искусстве публика вряд ли откроет здесь для себя новые горизонты. Но в противовес академическим выставкам, где живописные шедевры порой просто скучно развешиваются по стенам, эта экспозиция эффектно оформлена — под стать грубоватому и простому стилю Цоя. Здесь много воздуха, работы поданы выгодно и сопровождаются удобно читаемыми аннотациями.

С дизайнерским интерьером галереи хорошо контрастирует фрагмент позднесоветской комнаты: дешевые бумажные обои, старый выключатель, магнитола, постер с Дэвидом Боуи, куртка Цоя, зеркало, которое он декорировал образами Тома и Джерри. И неспроста здесь так много фотографий летнего отдыха: есть ощущение лета, которое для Цоя остановилось навечно.

Знаменитая куртка Цоя

Источник: http://www.iz.ru 08.08.2020. Автор Евгений Авраменко