Виктор Ан
На берегу Чирчика в юго-восточной части Ташкента еще с незапамятных времен образовался Куйлюк. С конца 30-х и в военные годы для освоения тугайных земель левобережье Чирчика стало заселятся переселенцами из разных регионов Советского Союза. И с налаживанием производства колхозных хозяйств Куйлюк стал превращаться в перевалочный пункт между городом и левобережьем. Сюда потянулись, вольнонаемные корейцы, чеченцы, татары, русские, цыгане, а также проходимцы разных мастей — каталы, карманники, аферисты и огромное количество бомжей. Всем хватало места под солнцем. Куйлюк стал как Америка в миниатюре в начале её освоения. Удача улыбалась самым предприимчивым, авантюрным и рисковым.
Но в каждой эволюции есть ахиллесовые точки. В конце 80-х центр Куйлюка стал интенсивно перестраиваться. Вместе со старыми улочками исчезли подпольные кафешки, игорные дома, самогонщики, частные портные и т.д. Снесли центральный пятачок, где обычно происходили всякие сделки и разборки. Последним снесли «Санды-маг» (дословный перевод не знаю), место, где старожилы Куйлюка проводили свой досуг. На этом закончилась эра старого Куйлюка. С появлением новостроек Куйлюк преобразился. Стал куда более разноцветным и ярким.
Но это уже другая история…
1973. Куйлюкчанин родился…
Мгновения эпохи в фотографиях Виктора Ана
Виктор Иванович Ан — художник в том глубинном смысле этого понятия, который выражает способность человека сделать предметом искусства свою собственную жизнь и жизнь своего народа. Одна из ведущих тем, контрапунктом пронизывающих его творчество, связана с драматической судьбой советских корейцев. Он много, нередко серийно, снимает своих соплеменников, так же как и простых людей — представителей приютившего их узбекского народа, стремясь через проявления вещного мира, окружающего его героев, выразить своеобразие их душевного склада, опредметить их дух, пристраивающий пространство вокруг себя в этом ставшем родным мире. Опираясь на конкретно-национальное, Ан во многих своих работах выходит на уровень философского обобщения темы внутреннего раскрепощения человека, спонтанного, естественного поведения, при котором сквозь движения тела просвечивают порывы души.
Исток этой темы — в жизненной коллизии художника.
Еще в молодости ему, как и многим советским корейцам, взрастившим в себе способность к высочайшему уровню самоуправления и концентрации воли, приходилось ездить на заработки — в составе мобильных, дееспособных, но подпольных сельскохозяйственных бригад поднимать показатели того или иного колхоза, состоящего, как правило, из работающих по настроению, в охотку, а значит неэффективно, людей. То была несвобода осознанная, повышающая остроту чувств, — и страх, и риск, и восхитительное самочувствие достижения задуманного результата — верная, кстати, примета профессионализма.
Позже, уже “заболев” фотографией, Виктор совместил свою внутреннюю творческую потребность с упорным и настойчивым вхождением в профессию. Пытливо рассматривал работы мастеров фоторепортажа, досконально изучил все тонкости последовательной работы фотографа с изображением, добиваясь на каждом этапе движения к намеченной цели — максимальной выразительности, живости кадра.
Стоит напомнить, что, в отличие от остального, главным образом европейского, мира, советская фотография маркировалась на протяжении десятков лет исключительно как репортерская, журналистская. А ее возможная художественность выступала как своеобразная надстройка.
Вот и Виктор Ан изначально формировался как репортер. И по факту своего многолетнего сотрудничества с газетой “Коре ильбо” (“Корейский ежедневник”), издающейся со времени переселения корейцев с Дальнего Востока в Алма-Ату и с 1991 г. носящей это название. И по внутреннему самочувствию фотоохотника, снимающего, а потом выискивающего из отснятого материала именно тот снимок, в котором не просто представлен фотослепок жизни, но к зрителю обращается длящееся мгновение, когда под твоим взором плоское изображение разворачивается в сюжет.
Важно и то, что Виктор Ан обладает даром особого фотографического мышления. В отличие от, скажем, живописного полотна или графического листа этапы пошагового формирования художественного образа в фотографии иные. Первоначальный снимок нередко выступает и в роли итогового результата, и эскиза, и художественного брака. Но необходимой способностью к селекции обладает далеко не каждый фотограф. Тогда как особое фотографическое чутье и человеческий талант Виктора Ивановича проявляются и в том, что он многим коллегам по творческому цеху помогает “увидеть” и отобрать действительно талантливые кадры. Те, которые внутренне разомкнуты, открыты для взаимодействия со зрителем.
Фотохудожник много экспериментирует, сообразуя свое творчество с актуальными тенденциями. Одна из граней поисков — сериальная съемка. Ан — автор многочисленных серий фоторабот. Среди них “До востребования”, “Между мигом и вечностью”, “Деревня уходящая”, “Хато”, “Самарканд”, “Памяти минувших дней”, “Мадонны Минамата”. Серийность для него не только и не столько признак освоения современных веяний в мировом фотоискусстве. В этом проявляется его стремление расширить границы мира, который из отражаемого незаметно трансформируется в творимый, созидаемый им мир.
Иная составляющая его поисков — сознательное ограничение себя в технических возможностях, предоставляемых современной фототехникой. В последнее время Ан часто снимает или простейшей аналоговой “мыльницей”, или объективом “монокль”, дающем специфический эффект светотоновой и резкостной деформации изображения, или допотопной камерой начала прошлого века.
Но при всем при этом неизменно снимает и отбирает то, что подсказано сердцем и взыскательной душой настоящего художника.