Таланты — в вузы!

С каждым годом усложняется поступление в вузы страны, абитуриентам приходится прикладывать всё больше усилий для экзаменов. Но всё же существуют проекты, помимо Всероссийской олимпиады школьников, помогающие будущим студентам получить место в вузе. Таковым является и проект Общенациональной образовательной олимпиады «Высшая лига», предлагаемый Федеральной национально-культурной автономией АзерРос.

Корреспондент «РК» беседует с автором и куратором идеи Гюнай Абиловой.

Гюнай Абилова

Гюнай, когда запускается проект?

Мы сейчас на СНГ будем выходить в рамках олимпиады. Общенациональная образовательная олимпиада «Высшая лига» — запускаем её прямо сейчас. Всё это у нас приурочено к году науки в России. Олимпиаду мы собираемся проводить два раза в год, осенью и весной.

На какой контингент ориентируетесь?

Мы запускаем своего рода социальный лифт для учащихся 1-11 классов. Победители 1-9 классов получат путёвки в образовательные лагеря города Сочи (Красная Поляна). Это яркий пример альтернативы зарубежным лагерям. Сейчас невозможно отправлять детей в силу эпидемиологической ситуации, и российские рекреационные зоны ничем не уступают нашим зарубежным партнёрам.

Расскажите о конкретном лагере.

Пример такого лагеря – Evrovision.camp, его можно даже назвать анти-лагерем. Здесь совмещается образование и отдых: уникальная возможность учить английский язык с преподавателями МГИМО, МГУ, МГЛУ. На территории лагеря также работает федеральный эксперт ЕГЭ.

Преподаватели дают трёх-четырёхдневные мастер-классы на самые волнующие детей вопросы: эффективная коммуникация, работа с психологом, налаживание долгосрочных отношений, корпоративная культура. Больше дипломатии. Все поведенческие навыки очень нужны, начиная со школьной скамьи.

Это прагматичный подход к организации детского каникулярного отдыха – и удовольствие, и польза.

Дополнительные стимулы есть?

Победители 10-11 класса получают грант на обучение в топ-вузах страны. В основном выбирают МГИМО. Им оплачивается год обучения. Раньше мы оплачивали все 4 года наперёд, но это имеет свои минусы. Ребёнок расслабляется, не мотивирован настолько, насколько мог быть мотивирован, поэтому у него ежегодно должны быть хорошие достижения по сессиям, переходит на второй год – оплачиваем ещё год обучения.

А творческие дети, кому задания не очень хорошо даются?

У нас будет раздел «вуз по любви». Если ребёнок не семи пядей во лбу, не получается у него в школе получать четвёрки, пятёрки. Может, из-за каких-то внешних факторов, нет денег на репетитора, мы даём таким детям возможность написать эссе, почему он хотел бы учиться в этом вузе. Мы им тоже даём шанс поучаствовать в олимпиаде и получить грант. Опыт показывает, что такие дети, которые получили грант по эссе, более благодарны в плане обратной связи. Для них это действительно был социальный лифт, и они сегодня более успешны. Надо верить в таких детей тоже. Оценки, академические знания – это не всегда показатель. Есть ещё креативность, нестандартное мышление. Все дети разные, и объединить их в одну группу никогда не получится.

Общая проблема ЕГЭ – всех тестируют одинаково, как относитесь к этому?

У олимпиады есть некоторая система поощрения, чтобы дети понимали, зачем им участвовать каждый год. За участие мы даём 2 балла, то есть если в следующей олимпиаде ребёнок набрал 38 баллов, он может добавить эти 2 балла. А если участник попадает в финалисты, то мы ему даём 10 баллов. То есть ученику есть смысл участвовать регулярно. Накопительная система важна.

Но у вас же наработан и опыт…

Это, прежде всего. Но парадокс в том, что в нашей образовательной системе мы зачастую не применяем накопленный опыт. Есть профессиональный термин – вегетативное обучение, прикладное. Так что, прежде всего, участие в олимпиаде для ребёнка – это опыт. Задания – тренажёр знаний, который также готовит к ЕГЭ. Перед запуском 2 и 3 тура дети прослушивают вебинары составителей заданий (задания все эксклюзивные, делаются на заказ преподавателями вузов, с которыми заключается договор о неразглашении). Абонемент даёт доступ ко всем турам, нет такого, что мы отсекаем определённое количество детей после первого тура. Важно создавать ситуацию успеха, не лишать возможности, не отрубать крылья». После такого подхода дети зачастую открывают в себе новые возможности, интересы. Ребёнок может участвовать как в одном, так и в нескольких предметах, увеличивая свои шансы на победу – и количество предметов иногда влияет на выбор победителя при равных баллах.

На сегодня, насколько мне известно, в МГИМО учатся 6 победителей олимпиады, которым выделяет грант на обучение.

Да, и все из разных регионов России, из Москвы нет никого. Это действительно прорывная возможность. Дети не хотят участвовать ради бумаги. Они хотят знать – а что я получу? Должна быть понятна логика – участвуешь для того, чтобы. В России это первый опыт грантовой олимпиады, и она платная, потому что грант формируется из собранных денег. На сегодня наши студенты в МГИМО и других вузах являются олицетворением честности олимпиады».

Как и у любого проекта, бывают разногласия с его участниками?

Прошлые два года олимпиады были апробацией, чтобы организаторы выявили возможные проблемы, с которыми проект будет сталкиваться. Например, при запуске олимпиады думали, что все победители будут выбирать МГИМО, но всё оказалось немного иначе. Кто-то даже выбирает региональные вузы, потому что хочет развивать свою родную область и приносить ей пользу. Наверное, это и правильно – вкладываться не только в столицу, но и в регионы.

Но как пришла идея создания грантовой олимпиады?

Многих детей с хорошими баллами ЕГЭ недооценивают, не берут в российские вузы, и поэтому они уезжают учиться за границу. Общенациональная образовательная олимпиада – это предотвращение «утечки мозгов». Это человеческий ресурс, который бесценен.

Социальный лифт для бесценного человеческого ресурса – можно и так сказать про олимпиаду. Первая грантовая олимпиада. Возможно, её опыт вдохновит кого-то на создание ещё одной.

Беседовала Анастасия Лепешко

Использованы фото из свободных источников.